Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Заболевание аутизм связано с серьёзным нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития человека. Однако, если детектировать аутизм у детей на ранней стадии, их лечение может привести к заметному улучшению благодаря обучению и социализации.
За последние десятилетия количество детей, страдающих от аутизма, заметно возросло - если в 1970-х годах один на 10 000 детей болел аутизмом, то в настоящее время это уже один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.
В России официальной статистики по количеству детей-аутистов нет. Приблизительно в нашей стране количество таких детей сопоставимо с количеством в США.
Причины возникновения аутизма, по данным учёных, связаны с комплексом факторов. Несмотря на рост случаев заболевания у детей, ситуация с распознаванием и лечением аутизма в России до сих пор не является приоритетной задачей для медицины. Однако, основная надежда на снижение рисков связана именно с ранней диагностикой и коррекцией этого расстройства.
Аутизм - это сложное нейроразвитие, часто понимаемое как спектр расстройств, проявляющихся в области социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, данное заболевание диагностируется у детей до 3 лет, и хотя его причины до конца не известны, возможным рядом стимулов для развития аутизма считаются:
- Генные модификации;
- Органические поражения центральной нервной системы (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
- Гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
- Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- Ртутное отравление, в том числе при вакцинации младенца;
- Чрезмерное употребление антибиотиков;
- Химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Однако не существует доказательств того, что эти факторы могут быть главной причиной развития аутизма. Но исследования показали, что серьезное воздействие на ребенка может повысить риск возникновения аутизма, особенно если у ребенка есть наследственная предрасположенность к данной проблеме. В этом случае, также могут привести к аутизму факторы, такие как сильный испуг и перенесенная инфекция.
Родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, необходимо проявлять особое терпение и последовательность в процессе его обучения и воспитания. Для создания спокойной обстановки в доме следует заботиться не только о ребенке, но и о собственном психическом состоянии, отдыхая и проконсультируясь с психологом относительно правильного воспитания и развития ребенка.
Родители должны помочь аутисту адаптироваться в обществе не только дома, но и в других местах, таких как улица, детский сад или школа. Упорно и мягко преодолевая сопротивление ребенка и его нежелание общаться, родители должны показать, что общение словами, игры со сверстниками и другие виды общения возможны для него.
В этом процессе родительская поддержка и помощь играют ключевую роль в деле воспитания и адаптации ребенка с аутизмом.
Методы лечения аутизма медикаментозными средствами обычно используются только для уменьшения отдельных симптомов, так как не существует лекарственной терапии для этого заболевания.
Лечение аутизма с помощью препаратов применяется для устранения неадекватных поведенческих реакций, таких как аутоагрессия, агрессия в отношении других людей, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, а также повышенной двигательной активности. В подобных случаях нейролептики и психостимуляторы, являющиеся препаратами для стабилизации настроения, могут быть прописаны врачом.
Однако чрезмерное использование психотропных препаратов в лечении аутизма не рекомендуется. Хотя эти препараты могут помочь справиться с некоторыми симптомами, они также могут вызывать регрессию интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, обусловленный неправильной работой кишечника у детей-аутистов, является распространенной проблемой. Для решения этой проблемы педиатры рекомендуют использовать пробиотики, которые помогают восстановить правильный баланс в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и аминокислот также может возникнуть у детей-аутистов и при их обнаружении необходимо принимать лекарственные комплексы, которые содержат витамины C, E, B6, B12, минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец и кислоты: фолиевую и липоевую.
Помимо всего перечисленного, для терапии аутизма может применяться также метод лечения с использованием полинасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени, рыбьем жире и других продуктах. Такое лечение способствует снижению раздражения в кишечнике и успокаивает психику.
Гормон секретина, не производимый поджелудочной железой больного, может помочь улучшить его общее состояние и концентрацию внимания.
Нормализация стула и лучшее усвоение пищи могут быть достигнуты путем использования пищеварительных ферментов.
Лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами может быть необходимым из-за обилия дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малой сопротивляемости организма и дисбактериоза.
Определенные случаи аутизма могут требовать иммуностимулирующей терапии, а дети, страдающие аутоиммунными заболеваниями, могут потребовать особенного лечения с использованием стероидов и иммуноглобулинов.
Высокое содержание тяжелых металлов в организме иногда требует выведения их из организма при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA), при использовании процедуры хелирования.
Для облегчения проявлений аутизма может помочь особый режим питания, который включает в себя следующие рекомендации:
- Избегайте пищи, содержащей казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
- Не употребляйте продукты, содержащие консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Употребляйте больше пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этих простых правил позволит уменьшить проявления аутизма и улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.
При аутизме у детей может быть нарушен баланс многих веществ, независимо от выбранной диеты. Содержание некоторых веществ может быть недостаточным, таких как витамины A, E, C, B6, B12, B3, фолиевая кислота, магний, таурин, а также микроэлементы: цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий. Уровень адреналина, норадреналина, дофамина может быть не в норме, также может быть повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов). В организме ребенка с аутизмом может наблюдаться избыток тяжелых металлов, таких как ртуть, олово, алюминий, мышьяк и сурьма.
Подходы к лечению аутизма, как поведенческие, так и лекарственные, всегда индивидуальны. Перед применением каких-либо лекарств необходимо провести анализы для определения сопутствующих аутизму проблем. В лечении аутизма должен заниматься только врач. Диеты и лекарственная терапия могут не помочь всем детям с аутизмом, поэтому необходимо следить за эффективностью такого лечения.
Для своевременного выявления аутизма у ребенка, родители должны внимательно наблюдать за его поведением и зафиксировать все нетипичные для детей этого же возраста проявления. Аутизм - это группа заболеваний, которые имеют общие симптомы, и эти симптомы становятся особенно заметными, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Ниже приведены основные признаки этого расстройства:
- Нарушение речи. Дети-аутисты могут значительно отставать от своих сверстников в развитии речи или не говорить вовсе. В возрасте до 12 месяцев такие дети не гуляют, могут издавать одни и те же звуки. В 2 года их словарный запас крайне беден - порядка 15 слов, а к 3 годам они почти не способны сочетать слова. Тем не менее, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы, применять неологизмы, хотя многие из них не используют речь для общения. Они предпочитают описывать себя в третьем лице.
- Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями. Дети с аутизмом редко смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Кроме того, аутисты часто противятся попыткам взять их на руки, приласкать. Они не замечают, что к ним кто-то обращается.
- Проблемы в социализации. Дети, страдающие аутизмом, испытывают дискомфорт, когда находятся среди других людей. В результате, они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, что экранирует их от переживаний, вызванных неспособностью общаться со своим окружением.
- Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у детей-аутистов вспышку гнева, истерику или физическую агрессию. У 30% таких детей подобное поведение может быть направлено на самих себя.
- Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как играть с разными предметами, не могут изобразить одни предметы с помощью других, что связано со слабым развитием абстрактного мышления. Они не могут выполнить действия, которые требуют символического мышления, например, заменить ложку палочкой или залить пустую чашку игрушечного чайника. Кроме того, дети-аутисты часто не разделяют общеизвестную привязанность к игрушкам и играют нестандартно: например, крутят колесо игрушечной машинки вместо того, чтобы катать ее.
- Стереотипное поведение и боязнь перемен. Аутисты склонны к повторению одних и тех же действий на протяжении долгого времени, например, бегать по кругу, вертеть какую-то вещь или смотреть на вращающиеся объекты. Они придерживаются строгого распорядка и правил, действовать по-другому для них сложно и вызывает сильный стресс. Переезд в другую квартиру или ребрендинг бренда могут сильно нарушить их жизнь и вызвать реакцию в виде агрессии или истерики.
Как отмечено докторами, индивидуальный подход необходим при диагностике и лечении аутизма у детей. От того, как проявляются симптомы заболевания, зависит источник проблемы и методы ее решения. Помимо поведенческих, аутизм может проявляться через физиологические признаки, которые, несмотря на то, что не наблюдаются у всех пациентов, все же имеют свою тенденцию.
Среди таких признаков можно назвать острое или затупленное сенсорное восприятие, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, а также нарушение функций поджелудочной железы.
Однако не стоит отчаиваться при обнаружении симптомов аутизма у ребенка, потому что существуют и более легкие формы заболевания, которые позволяют детям окончивать школу, работать и создавать семьи. В США и на Западе такие случаи распространены, благодаря своевременному распознаванию и лечению аутизма.
Детская аутизмия - диагностика и симптомы
Если ребенок проявляет трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение, то есть все основания заподозрить аутистическое расстройство у ребенка. Но важно отметить, что все эти признаки классического детского аутизма необходимо заметить в течение первых трех лет жизни ребенка.
Для более точной диагностики детской аутизмии специалисты могут проводить исследования по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний - МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики нужно определить наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.
При постановке диагноза используются стандартизированные документы и проводятся наблюдения за ребенком в привычной для него среде, а также интервьюирование родителей. Для этих целей применяются определенные опросники, такие как ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) и шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). В госпиталях используется оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это базовые методы диагностики, которые чаще всего используются в США и Европе.
В России имеется сложная ситуация с диагностикой детского аутизма, что обусловлено недостатком стандартов и соответствующем обучении медицинских специалистов. Часто врач-педиатр не в состоянии заподозрить аутизм на основании нетипичного поведения ребенка, а родители зачастую не сообщают о подобных фактах.
При подозрении на наличие детского аутизма требуется прохождение медицинской комиссии, где, помимо лечащего врача, присутствовать должны невролог, психиатр, психолог, а в идеале - специалист по болезням аутистического спектра, а также родители и воспитатели, если ребенок посещает детский сад.
В процессе диагностики аутизма возможны трудности дифференциации его с другими заболеваниями, что актуально, особенно в раннем детском возрасте. Еще одной проблемой российской медицины является путаница в диагнозах. Это серьезная проблема, поскольку лечение аутизма сильно отличается от методов лечения умственной отсталости или шизофрении. Неправильное лечение может повлечь за собой негативные последствия и лишить ребенка аутиста возможностей на нормальную жизнь.
Журнал "Дифференциальная диагностика" исследует различия между расстройствами аутистического спектра (РАС), такими как детский аутизм, синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Хотя все формы РАС имеют общие черты, некоторые отличия могут помочь в проведении дифференциальной диагностики.
Детский аутизм, также известный как синдром Каннера, отличается от синдрома Аспергера тем, что у детей с синдромом Каннера заметно задержка в общении и в социальном взаимодействии. Но у детей со синдромом Аспергера интеллектуальное и речевое развитие не отстают от нормы.
Высокофункциональный аутизм - это другая форма РАС. Заболевание не влияет на интеллектуальное развитие и уровень IQ пациентов находится в пределах нормы. Однако у пациентов наблюдаются трудности в общении и социальных взаимоотношениях.
Детское дезинтегративное расстройство - наиболее опасный вид аутизма, и его распространенность растет. Эта форма РАС обнаруживается после четырех лет и сопровождается регрессом развития. У ребенка до этого возраста не было серьезных отклонений, но появление симптомов аутизма и последующий регресс развития являются признаками дезинтегративного расстройства. С усиленной терапией можно помочь таким детям.
Нарушение зрения или слуха может быть еще одной возможной причиной поведенческих отклонений у ребенка. Если ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на вопросы и ведет себя отстраненно, то, возможно, ему нужно проверить органы чувств, особенно если отсутствуют ритуальные действия. В любом случае важно проводить дифференциальную диагностику, чтобы выбрать наиболее эффективные методы лечения и помочь детям с РАС.
В настоящее время наиболее распространенными психическими расстройствами у детей являются аутизм, шизофрения и госпитализм (депривационный синдром).
При аутизме дети проявляют склонность к избеганию социальных контактов, реакция на эмоциональные сигналы введена в заблуждение, а также наблюдаются узкоспециализированные интересы и поведенческие шаблоны. Однако, дети с умственной отсталостью, обладают большей приспособляемостью к взаимодействию с окружающим миром, более отзывчивы на эмоциональный контакт, не испытывают склонности к однообразным движениям и не страдают речевыми расстройствами, свойственным для аутизма.
Шизофрения у детей более редка и имеет схожие с аутизмом симптомы, но появляется у детей старше трех лет. Дети, страдающие шизофренией, испытывают галлюцинации и бредовые состояния, при которых интеллект и речь не страдают в такой же степени, как при аутизме.
Госпитализм (депривационный синдром) является следствием изоляции ребенка от матери, и происходит у детей, попавших в детские дома или не получающих достаточной заботы и внимания со стороны родителей. В этом случае дети испытывают как психическую, так и физическую отставание.
Поэтому, важно выявить аутизм как можно раньше. Тем самым можно получить наибольший эффект от терапии заболевания и позволить ребенку стать полноправным членом общества.
Как лечить и корректировать аутизм у детей: методы и программы
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как бороться с аутизмом у детей. Среди наиболее популярных в мире можно отметить «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие разработки из США. Во всех случаях терапия строится на обучении детей определенным сценариям поведения, а также активном общении с ними. Ключевую роль в успехе лечения играют усилия родителей.
В нашей стране специалистов, занимающихся аутистами по существующим поведенческим методикам, пока немного. Тем не менее, найти компетентного психиатра обязательно следует. Коррекционные учебно-воспитательные учреждения обычно не уделяют достаточного внимания этой категории детей, хотя работа с аутизмом должна проводиться комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. Независимо от места жительства, индивидуальная терапия всегда требует заботы со стороны родителей.
Существует ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей, которые могут помочь получить наилучшие результаты:
Важно прививать ребенку необходимые жизненные навыки на основе очень частых повторений одних и тех же действий. Например, если ребенок научился чистить зубы, полезно повторить этот урок с ним снова и снова.
Рекомендуется устанавливать для ребенка строгий распорядок дня и стараться не нарушать его.
Важно избегать резких изменений обстановки и привычек ребенка.
Частое общение с ребенком и проведение с ним много времени могут дать хороший результат.
Иногда установление контакта с ребенком может потребовать упорных повторений и частых обращений к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
При раннем детском аутизме частые эмоциональные контакты с малышом могут помочь: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
Если речевое взаимодействие затруднено, возможен обмен карточками, картинками и другие методы коммуникации.
Не следует допускать переутомления ребенка, нужно предусматривать перерывы между занятиями и играми, позволяя ему побыть в уединении.
Регулярные физические упражнения могут помочь снять стресс и улучшить физическое развитие ребенка.
Важно не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Фото: freepik.com