Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом, какими должны быть ключевые критерии эффективности информационных технологий (ИТ) и как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются, поэтому эта проблема актуальна для многих организаций.

В 2013 году на конференции издательского дома «Открытые системы» было отмечено, что ИТ-менеджмент в России стал полноправным инструментом для решения бизнес-задач. Это соответствует глобальной тенденции, отмеченной в исследовании The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey. Согласно данным исследования, 70% руководителей продемонстрировали глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировало уделять больше внимания данному направлению.

Многие руководители боятся управлять постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия, так как этот процесс требует специальных знаний, привлечения сертифицированных специалистов и использования соответствующих технологий. Однако игнорирование этой стороны развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что может привести к критическим сбоям в работе и конфликтам с правоохранительными органами. Кроме того, это может привести к потере и утечке важной для компании информации, неоправданно высоким расходам на IT-обеспечение, снижению эффективности бизнес-процессов и уменьшению скорости и качества коммуникации с деловыми партнерами и клиентами.

Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.

Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:

  • инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
  • непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
  • анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
  • выставление счетов;
  • создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
  • оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).

Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.

Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.

ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.

На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.

Если вы решите внедрить процессы управления ИТ-активами, то на практике сможете получить следующие преимущества:

  • Большую эффективность при управлении бюджетом;
  • Качественное и стратегическое планирование;
  • Надежное соответствие регулирующим требованиям;
  • Определение путей снижения затрат и возможность их возмещения.

Решить проблемы управления ИТ-активами - задача для всех компаний. К некоторым самостоятельно это удается, но если вы хотите поднять на новый уровень управление ИТ-активами крупного холдинга, то вам необходимо обратиться за помощью к профессионалам.

Оценка рынка услуг по менеджменту в сфере информационных технологий

Согласно данным IDC, перспективы российского рынка IT-услуг на 2015 год неутешительны, с ожидаемым снижением долларового сегмента на 10%. Однако, несмотря на это, менеджмент в сфере информационных технологий продолжит пользоваться высоким спросом. Важно отметить, что спрос на управление IT-активами не падал даже в период кризисных явлений мировой экономики, например, в 2008 году.

Сегодняшняя мировая тенденция гласит, что главным заказчиком IT-сервисов в компаниях в большей степени выступает генеральный директор, а не IT-директор, как было ранее.

Рейтинг ИТ-компаний России

Если вы ищете надежную ИТ-компанию для решения вопросов управления IT-активами, то выбор может оказаться непростым. Необходимо учитывать разнообразные аспекты, такие как глубокое знание информационных технологий, качество партнерских отношений с ведущими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также надежную защиту информации от несанкционированного доступа. В России на рынке давно и успешно работают несколько ИТ-компаний, обладающих высокой репутацией и узнаваемыми брендами.

Краткие описания компаний:

1. Компания "Ай-Теко"

Ай-Теко – это крупнейшая ИТ-компания России, основанная в 1992 году. Она ориентирована на решения для банков, телекоммуникаций и государственных органов. Компания занимается разработкой программного обеспечения, защитой информации и созданием ИТ-инфраструктуры. Среди ее клиентов такие крупные компании, как "Сбербанк", "МТС" и "Роснефть".

2. Компания "ИТ-Групп"

ИТ-Групп работает на рынке IT-услуг с 2001 года. Компания занимается разработкой программного обеспечения, созданием информационных систем и ИТ-инфраструктуры. В 2015 году ИТ-Групп получила награду "Лучший поставщик ИТ-исполнения условий государственных контрактов", а также была признана одной из самых надежных ИТ-компаний России.

3. Компания "Ланит"

Компания "Ланит" – это одна из крупнейших ИТ-компаний России, работающая на рынке более 27 лет. Компания занимается разработкой программного обеспечения, созданием ИТ-инфраструктуры и аутсорсингом. Среди клиентов "Ланита" – "Газпромнефть", "РЖД" и "Росатом". В 2018 году компания была награждена премией "Лидеры инновационного развития".

Компания КРОК возникла в 1992 году. Сегодня она занимает лидирующую позицию в сфере IT-системной интеграции на российском рынке, согласно данным IDC, удерживая 16,1% рынка. Кроме того, количество сотрудников в КРОК превышает 2 200 человек, и большинство из них - технические специалисты, обладающие вместе 4 400 профессиональными сертификатами. Благодаря постоянному сотрудничеству с более чем 200 производителями ПО и АО, компания создает комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell, существующие в компании, дают возможность клиентам использовать новейшие технологии для решения своих бизнес-задач. В КРОК ежегодно реализуется более 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых значатся такие известные компании, как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот КРОК составил 27 млрд руб.

IBS была основана в 1992 году. Группа компаний IBS насчитывает более 10 000 сотрудников, которые работают по всему миру. Она безупречно занимает одну из первых позиций в чрезвычайно значимых отраслевых рейтингах. Кроме того, IBS сотрудничает с отечественными и западными поставщиками, которые производят программное и аппаратное обеспечение. В компании также имеется Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С.

IBS предлагает полный спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку ПО и бизнес-приложений, консультационные услуги в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди клиентов компании находятся такие крупные организации, как Росатом, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие.

Консолидированный оборот компании в 2014 году составил порядка 903,6 млн. долларов.

Компания Техносерв была основана в 1992 году. Она имеет представительства во многих городах России и стран СНГ. Ключевые направления деятельности компании включают:

  • хранение и обработку данных;
  • построение и мониторинг ИТ-инфраструктуры;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • ИТ-аутсорсинг и многое другое.

Среди заказчиков компании находятся такие компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и другие.

За 2013 год компания Техносерв заняла место в ТОП-3 рейтингов РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги» среди российских IT-компаний. Общее число сотрудников в компании превышает 2 000 человек, а объем ее оборота в 2013 году составил 40,16 миллиарда рублей.

Компания NVision уже на протяжении 20 лет работает на IT-рынке, предоставляя широкий спектр услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры. Компания имеет 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы.

Более 100 крупнейших поставщиков АО и ПО являются партнерами компании. В настоящее время в ней работает более 3 500 человек, обслуживающих 250 крупных заказчиков, среди которых «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие.

Ежегодно в компании реализуется более 5 000 проектов. В 2013 году компания «NVision» получила выручку в размере 39,4 млрд рублей. В рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг в 2014 году.

"Астерос" – группа компаний, существующая с 1998 года. В ее состав входят такие компании, как "КАБЕСТ", "Астерос Консалтинг" и "Астерос Лабс". Компания имеет представительства в России и странах СНГ. Главными направлениями ее работ являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), разработка и использование бизнес-приложений, а также ИТ-аутсорсинг и инженерные сети.

"Астерос" имеет широкое портфолио клиентов, в которое входят такие крупные компании, как "ВТБ", Сбербанк России, "Вертолеты России", РУСАЛ, РусГидро, "Северсталь", "ТНК-BP", "ВымпелКом", "МТС", МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.

"Астерос" также выделяется большим количеством специалистов - более 1 700, работающих в компании.

В 2013 году "Астерос" получила почётное место в списке крупнейших компаний России - рейтинге «Эксперт-400». Оборот компании в этот же год составил 19,7 миллиардов рублей.

Если вы готовы к выбору поставщика услуг, то каждая из компаний, представленных в данной статье, заслуживает детального рассмотрения. Однако, чтобы сделать обоснованный и правильный выбор, необходимо провести анализ решений, предлагаемых каждым поставщиком, и определить, какие из них соответствуют актуальным задачам вашего бизнеса.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *