Для чего нужны корпоративные социальные сети бизнесу и в чем уникальность продукта
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного человека, без которых трудно представить повседневность. Такие инструменты общения разрушили многие границы и открыли возможность общения практически в любое время суток. Однако есть еще один тип социальных сетей – корпоративные, которые в рамках одной компании помогают сотрудникам не только находиться на связи, но и чувствовать себя частью команды. О создании новой корпоративной соцсети LOQUI BUSINESS для бизнеса мы беседовали с ее основателем – Дмитрием Бенцем. Этот инновационный инструмент выглядит необычным, но обладает огромным потенциалом и обещает превзойти ожидания в ближайшем будущем.
В настоящее время корпоративные социальные сети становятся все популярнее и востребованнее. Стремительно растущее влияние интернета на умы людей по всему миру приводит к тому, что социальные сети вытесняют телевидение и печатные СМИ из жизни людей. Сети были задуманы в первую очередь как развлечение, но бизнес начал понимать их пользу и включаться в процесс. Почти любая компания, деятельность которой связана с привлечением клиентов, имеет страничку в социальных сетях, таких как Facebook или «ВКонтакте». Разработчики социальных сетей шагнули дальше, и теперь мы видим социальные сети не только в компаниях, но и компании в социальных сетях.
Примерно несколько лет назад российские работодатели не были готовы рассматривать возможность внедрения корпоративных социальных сетей в своих фирмах, полагая, что это бессмысленная игрушка, отвлекающая сотрудников от работы. Некоторые и сегодня считают, что социальные сети — это нечто, на что сотрудники тратят рабочее время. По данным исследования Ipsos для Microsoft, в настоящее время доступ к социальным сетям полностью запрещен в 34% отечественных компаний. Тем не менее, около 40% сотрудников считают, что социальные сети будут способствовать эффективному взаимодействию с коллегами.
Ситуация медленно, но верно меняется. Наиболее прогрессивные работодатели начинают понимать, как удобно работать с сотрудниками, которые практически в любое время находятся на связи и вовлечены в процесс. Корпоративные социальные сети также становятся неотъемлемой частью организационной культуры. Внедрение корпоративной социальной сети не приводит к быстрым материальным результатам, но позволяет повысить уровень вовлеченности персонала, уменьшить время, затрачиваемое на обучение новых сотрудников, и создать сплоченный коллектив. Оценить ROI в этом случае можно только косвенно, однако невозможно не заметить, как лояльность сотрудников положительно сказывается на результате работы компании. Корпоративная социальная сеть обладает всеми преимуществами обычной социальной сети: скоростью обмена информацией, простотой использования, дружественным интерфейсом, поддержкой мобильных устройств, легкостью создания профиля и новых контактов, использованием общей базы знаний и возможностью коллективного обсуждения задач.
Кроме того, корпоративные социальные сети позволяют сотрудникам минимизировать затраты рабочего времени на поиск нужной информации и способствуют оптимальной организации работы, особенно в крупных организациях с филиалами в разных регионах, где корпоративная социальная сеть позволяет установить коммуникацию как между коллегами, так и между руководством и рядовыми сотрудниками.
Международный опыт показывает, что в тех компаниях, где корпоративные социальные сети уже внедрены, сотрудники используют их главным образом для общения по рабочим вопросам. Примером может служить медицинская страховая компания Humana, в которой корпоративной сетью пользуется 26 тысяч человек, имеется 1200 групп самой разной тематики — от музыки до цветоводства. В этой компании 70% времени общения в социальной сети тратится на обсуждение рабочих тем, а не на личную болтовню. Корпоративные социальные сети также способны снизить интерес сотрудников к обычным социальным сетям в рабочее время.
Корпоративные социальные сети не только не отвлекают сотрудников от работы, но и улучшают бизнес-процессы компании. А рассказать об этом, не затрагивая цифры, было бы голословным. Гарвардский университет провел исследования, результаты которых говорят о том, что внутренние соцсети позволяют:
- ускорить доступ к информационной базе на 71%
- сократить расходы на командировки на 68%
- улучшить управление документооборотом на 63%
- уменьшить расходы на связь на 48%
- повысить удовлетворение сотрудников на 56%.
Агентство внутренних коммуникаторов сообщает, что внедрение соцсетей способно повысить вовлеченность сотрудников в работу на 25%, а прибавив к этому:
- рост количества предложений на 48%
- рост количества внедренных идей на 25%
- снижение количества увольнений на 7%
корпоративные социальные сети смогут стать катализатором развития компании.
Важно учитывать, что результаты внедрения зависят от самой организации, так как корпоративная соцсеть дает возможности, но если руководитель не предпримет дополнительных шагов, кроме покупки и установки КСС, то и ожидать большого эффекта не стоит. Здесь важно понимать, что процентное выражение эффективности использования весьма условно, так что не гарантировано снижение издержек именно в пределах обозначенных рамок.
Аналитики из Gartner предлагают анализировать окупаемость соцсетей несколько иначе, чем других систем. Сначала необходимо оценить количественные показатели, то есть сколько сотрудников подключилось к сети и сколько постов и блогов они публикуют. Рост публикаций — свидетельство ее полезности. Уменьшение количества внутрикорпоративных почтовых сообщений является еще одним показателем популярности соцсети среди работников компании. После освоения социальной сети можно переходить к оценке ее эффективности по критериям, выбранным в начале проекта.
Одной из главных задач корпоративной социальной сети является повышение эффективности коммуникации внутри компании. Как правило, такие соцсети предоставляют своим пользователям все возможности обычной социальной сети: создание личных страниц, блогов, рабочих групп и сообществ, обмен файлами, подписки на новости и организация дискуссий.
Конкретные функциональные возможности корпоративной социальной сети могут отличаться в зависимости от конкретной платформы. Однако в целом все они предоставляют возможность сотрудникам общаться по самым разным вопросам и поводам, делиться наработками и результатами, и, как следствие, повышать эффективность работы в команде.
Среди основных функций, которыми обладает типовая корпоративная социальная сеть, можно выделить:
- публикацию контента;
- инструменты для обсуждения;
- уведомления и напоминания;
- календарь;
- информационную ленту;
- персональные RSS-потоки;
- товары и услуги;
- доступ к контактной базе компании.
Например, сотрудники могут самостоятельно публиковать тексты, файлы, мультимедиа, а также общаться через чаты, блоги, отзывы и комментарии. В уведомлениях и напоминаниях можно доносить важную и актуальную информацию, а с помощью календаря не пропустить встречи и совещания. Информационная лента позволяет делиться новостями и идеями, а персональные RSS-потоки - просматривать активность других сотрудников.
Корпоративная социальная сеть также позволяет публиковать объявления о продаже товаров и услуг, что может оказаться полезным для сотрудников в нерабочее время. Наконец, доступ к контактной базе компании значительно облегчает ориентирование внутри компании, особенно для новых сотрудников.
Таким образом, социальная сеть для бизнеса - это не только площадка для общения, но и инструмент повышения эффективности внутренней коммуникации, что безусловно важно для успеха работы компании.
Как популярны сегодня корпоративные социальные сети на российском рынке? Об этом рассуждает эксперт, Д.Б. Он уверен, что востребованность корпоративных социальных сетей в России растет с каждым годом. Если в начале развития такие продукты игнорировали, то сегодня на рынке есть перспективы для роста. Однако, существует определённая консервативность руководителей, которые не видят оправданной необходимости в их использовании.
На российском рынке представлено ПО как мировых, так и отечественных компаний. Продукция отечественных разработчиков адаптирована под реалии России. Среди десяти самых популярных решений можно назвать «Битрикс24», DaOffice, Jive, Yammer, «Пряники», IBM Connections, Facebook Workplace, Salesforce Chatter, Podio и CyberCloud. В список входят не только чисто социальные сети, но и социальные интранеты. Следует отметить, что хотя IBM Connections называет себя корпоративной социальной сетью, определённые возможности заставляют рассматривать его как портал. Однако, эксперт уверен, что в ближайшем будущем будут развиваться продукты, имеющие больше социальных функций.
Многие пользователи часто путают в своих представлениях понятия «корпоративный портал», «корпоративная (социальная) сеть» и «интранет». В чем же основное различие между этими ресурсами?
Согласно руководителю компании, Д.Б., почти у каждой компании, заботящейся о развитии внутренних коммуникаций и сохранении информационной базы, уже имеется корпоративный портал или интранет. Кроме того, на рынке представлено множество вариантов корпоративных порталов, наиболее популярными из которых являются SharePoint от Microsoft, DeskWork, WSS Portal, IBM, WebSphere Portal и Oracle WebCenter Portal. Однако, как отмечает Д.Б., в большинстве случаев эти порталы оказываются заброшенными и неиспользуемыми.
Таким образом, непонимание различий между порталом и сетью иногда приводит к недоверию руководства компаний к последним и желанию избежать лишних затрат на дублирующиеся решения.
Вопрос заключается в том, чем же портал отличается от сети. Сеть и портал являются совершенно разными ресурсами.
Во-первых, портал предназначен для совместной работы и обмена информацией внутри компании, но не для свободного общения. Это среда для постановки задач и хранения данных, а также для обмена информацией между сотрудниками. Общаться на портале очень сложно, например, когда там ведется учет времени или ставятся рабочие задачи. Создатели корпоративной социальной сети стремятся создать именно такой «социальный» продукт, который будет «в противовес» порталу, позволяя формировать внутренние коммуникации компании в закрытом окружении.
Во-вторых, в отличие от портала, в сеть все основные действия выполняют сами пользователи. В сети также отсутствует необходимость в администраторе. Контент в социальной сети формируется «снизу вверх», что более полно отражает реальные интересы сотрудников и их связи друг с другом.
В-третьих, корпоративная социальная сеть для бизнеса – это медийный инструмент с понятным для всех пользователям интерфейсом и функционалом, который не требует многократного обучения персонала и адаптирования к новому сервису. В отличие от портала, корпоративная социальная сеть менее мобильна, однако, при этом способна оперативно реагировать на запросы сотрудников. Ввиду этого, несмотря на то, что пользователю может потребоваться администратор для обеспечения технического функционирования корпоративной сети, он скорее выступит в роли «лица, ответственного за технические вопросы», чем в роли создателя контента.
Возьмем задачу предсказать тренды для корпоративных социальных сетей в ближайшем будущем. Мы обратились за ответами к Денису Будину — специалисту в области маркетинга и интернет-технологий.
«Один из основных трендов в использовании корпоративных соцсетей — забота о коллективе», говорит Денис Будин. Согласно его мнению, прогрессивные руководители понимают, что запрет на соцсети не даст желаемого результата. Сотрудники все равно будут ими пользоваться, чаще всего через мобильные устройства. В итоге это может привести к утечке информации и репутационным рискам. Более гибкие руководители следуют лозунгу: «Не можешь остановить — возглавь». Они отказываются от запрета на социальные сети и устанавливают корпоративные версии этих популярных платформ.
Другая тенденция — скорость. Руководитель, который настаивает на устаревшем способе общения, может негативно сказаться на рабочем процессе или вызвать молчаливый, но массовый саботаж. Таким образом, компании переходят к мгновенной системе обмена новостями и безопасным перепискам в рамках сети.
Сеть LOQUI BUSINESS — пример корпоративной социальной сети, которая полностью соответствует стандартам, используемым в наиболее продвинутых мессенджерах планеты, благодаря чему утечка коммерческой тайны и других данных компании сведена к минимуму.
Среди возможных трендов развития самих корпоративных сетей стоит отметить возрождение онлайн-помощи, минималистичный дизайн, совершенствование функции поиска (сегодня это умный поиск) и инструменты, которые мотивируют сотрудников к активной публикации контента, включая геймификацию, форумы для дискуссий и разделы личных объявлений.
Вы продвигаете новый продукт — социальную сеть для бизнеса LOQUI BUSINESS? Расскажите, чем она отличается и почему будет востребована.
Дмитрий Беляев, руководитель проекта, отмечает, что LOQUI BUSINESS была задумана как инструмент для сотрудников. Она имеет интерфейс социальной сети, который должен сделать ее использование максимально комфортным. Это решение двух групп вопросов.
Первая группа вопросов — возможности для бизнеса. LOQUI BUSINESS позволяет объединить сотрудников разных департаментов, снять границы между ними, повысить их мотивацию и командный дух. Для компании это может привести к увеличению лояльности сотрудников и отражению настроения внутри коллектива.
Вторая группа вопросов — возможности для сотрудников. Сервис LOQUI BUSINESS позволяет пользоваться общей базой знаний, вносить свой вклад в ее формирование, участвовать в группах по интересам и мозговых штурмах. В сети можно создавать личные события, предлагать свои услуги, продавать товары, отмечать места. Особенностью LOQUI BUSINESS является ее уникальная разработка — функция геолокации. Она помогает сотрудникам решать как личные, так и рабочие вопросы, связанные с контактами и координатами мест.
По словам Д. Беляева, LOQUI BUSINESS была создана с учетом психологии человека: никто не любит общаться через рабочий инструмент, каким бы совершенным он ни был. В этом смысле социальная сеть является более привлекательным вариантом, чем перегруженные функциями почта и корпоративный портал.
Еще одним преимуществом LOQUI BUSINESS является ее высокая интегрируемость с другими программными продуктами, такими как «1С-Битрикс», Office365. При необходимости всегда есть возможность создать раздел по запросу компании.
D. Беляев благодарит за интервью и желает успехов в продвижении LOQUI BUSINESS.
Фото: freepik.com