Владимир Бахарь: «Красноярский край сохранил позиции по основным финансово-экономическим показателям»
В канун нового года принято подводить итоги и строить планы на будущее. О том, как край исполнял бюджет в текущем году и куда будут направлены средства в новом бюджетном периоде,
В канун нового года принято подводить итоги и строить планы на будущее. О том, как край исполнял бюджет в текущем году и куда будут направлены средства в новом бюджетном периоде, рассказал заместитель председателя правительства – министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь.
Владимир Бахарь, заместитель председателя правительства – министр финансов Красноярского края
– Владимир Викторович, уходящий год был непростым во всех отношениях. Как это отразилось на исполнении краевого бюджета?
– Действительно в этом году исполнение бюджетов всех уровней происходило в непростых условиях, прежде всего связанных с проведением специальной военной операции. Как мы помним, первые несколько месяцев были достаточно наряженными. Беспрецедентные ограничения в какой-то момент повлекли экономическую неопределенность, нестабильную динамику цен на цветные металлы и нефть, колебания курса рубля. Восстановление после кризиса, вызванного пандемией, ушло на второй план на фоне высоких темпов инфляции, которая в марте – апреле 2022 года достигла пиковых значений.
Вместе с тем ситуация постепенно стабилизировалась.
Принятые антикризисные меры обеспечили достаточную гибкость экономики, бесперебойную работу предприятий и что самое важное – помогли сохранить рабочие места.
К середине года уже отмечалось устойчивое исполнение бюджетов, как на федеральном, так и региональном уровне. И несмотря на все сложности, мы приняли две крупные корректировки, увеличив в целом бюджетные параметры по доходам и расходам более чем на 50 млрд рублей, а также сократили размер государственного долга на сумму более 12 млрд рублей.
Сегодня Красноярский край по-прежнему входит в десятку регионов-лидеров по основным бюджетным параметрам и наполнению федерального бюджета,
а также по таким экономическим показателям, как объем валового регионального продукта и инвестиций. Все это говорит об огромном потенциале Красноярского края, его готовности и возможности противостоять внешним вызовам.
– Как формировался бюджет на 2023–2025 годы и чем он отличается от предыдущих?
– Основной особенностью нового бюджета являются его параметры. Несмотря на сохранение некоторых ограничений, они показывают историческое значение и впервые на старте в трехлетнем периоде сформированы с превышением отметки в один триллион рублей, в том числе на 2023 год по доходам в размере 344 млрд рублей, по расходам – 389 млрд рублей.
При составлении краевого бюджета мы, с одной стороны, исходили из преемственности основных целей и задач. Среди приоритетов сохраняются реализация национальных проектов, выполнение социальных обязательств, поддержка отрасли здравоохранения, содействие комплексному развитию муниципальных образований.
С другой стороны, учитывали происходящие изменения и определяли новые акценты. Один из них – реализация инфраструктурных проектов, которые дадут краю толчок в развитии, в том числе с использованием федеральных механизмов «инфраструктурного меню». Общий объем бюджетных средств на реализацию наиболее крупных проектов за весь период составляет более 100 млрд рублей. В первую очередь, это строительство метро в Красноярске, очередной этап реконструкции перрона Красноярского аэропорта, возведение Высокогорского моста, новые автомобильные дороги, развязки и другие объекты.
Безусловно краевой бюджет отражает нашу готовность к непредвиденным ситуациям и возможность оперативного решения поставленных задач.
Для этого мы увеличили размер резервного фонда Правительства края до 4,5 млрд рублей. Также есть ряд изменений в законодательстве, которые позволят в сжатые сроки обеспечивать финансированием новые направления расходов.
И если говорить в целом, то по мере того, как будет складываться ситуация, мы готовы к уточнению наших планов и донастройке бюджета.
– Означает ли это, что у Красноярского края есть риски недополучить доходы?
– Такие риски существуют всегда. Формируя бюджет, помимо внешних санкций мы помним о высокой конъюнктурной зависимости Красноярского края, которая может иметь как положительный, так и отрицательный эффект.
Существенное влияние оказывают также изменения федерального законодательства.
Одно из главных – это отмена с 1 января 2023 года действия института консолидированных групп налогоплательщиков, которая в среднесрочной перспективе может привести к снижению налога на прибыль организаций – основного доходного источника краевого бюджета. Кроме того, федерацией приняты решения об изменении порядка учета курсовых разниц, о введении единого налогового платежа с 1 января следующего года.
Поэтому мы в постоянном режиме взаимодействуем с Министерством финансов России, налоговыми органами, нашими депутатами и сенаторами, чтобы минимизировать возможное негативное влияние на бюджет Красноярского края.
– Теперь несколько слов о расходах бюджета: какие наиболее важные, на ваш взгляд, вопросы будут решены в следующем году?
– Безусловно, все направления, финансирование которых предусмотрено в бюджете, имеют важное значение для нашего края. Но здесь я бы отметил несколько моментов.
Первое – это то, что касается наших граждан. Бюджет сохраняет свою социальную направленность.
Мы по-прежнему почти пятую часть расходов направляем на выполнение обязательств перед населением, уделяя повышенное внимание семьям с детьми. При этом по линии образования для детей предусмотрено введение дополнительных часов внеурочной деятельности, значительно расширится охват бесплатным дополнительным образованием.
Для повышения качества медицинской помощи увеличены расходы по отрасли здравоохранения, в том числе на Территориальную программу обязательного медицинского страхования, льготные лекарства, санавиацию, а также на строительство и ремонты медицинских организаций.
Важным для жителей края является решение жилищных вопросов, поэтому в бюджете заложены средства на обеспечение жильем детей–сирот, переселение из аварийного жилья и решение вопросов обманутых дольщиков.
Второе крупное направление – это поддержка наших территорий, куда в следующем году будет направлено порядка 126 млрд рублей. В приоритете выделение средств на строительство объектов, ремонты и укрепление материально-технической базы социальных учреждений, ремонт дорог, благоустройство, подготовку к зиме и целый ряд других направлений.
Третий блок вопросов это все, что связано с развитием нашего края. На указанные цели в следующем году предусмотрено порядка 70 млрд рублей, что на 18 млрд рублей превышает стартовые параметры текущего года. При этом более 40% это капитальные расходы в рамках краевого перечня строек.
– Какие планы в отношении заработной платы в бюджетном секторе?
– Как вы знаете, ежегодно, с учетом федеральных подходов и краевых решений, мы предусматриваем значительные ресурсы на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы. В следующем году рост фондов оплаты труда составит более 17 млрд рублей в сравнении с текущим годом включая 6,4 млрд рублей на финансирование решений 2022 года и 11 млрд рублей на обеспечение новых решений, в том числе на повышение заработной платы «указным» категориям граждан и в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 1 января следующего года на 6,3%. Кроме того, предусмотрена ежегодная системная индексация заработной платы по другим категория работников с 1 октября 2023 года на 5,5%.
– Возвращаясь к вопросу развития нашего края – какие проекты будут реализованы в ближайшие годы, что и где мы будем строить?
– В целом в ближайшие три года запланировано строительство, реконструкция или разработка проектной документации в отношении более 190 объектов.
Строительство затронет почти все отрасли и охватит 80% муниципальных образований.
К примеру, большая программа предусмотрена в сфере образования. В планах 36 объектов, том числе 24 школы. По-прежнему особое внимание будет уделено сфере здравоохранения – здесь порядка 50 объектов. В ближайшую трехлетку запланировано открытие 6 поликлиник и 27 амбулаторий. Кроме того, появится более 100 ФАПов. Заложены средства на 19 объектов культуры, 14 объектов спорта. В бюджет вошли также свыше 30 объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, несмотря на непростые условия, мы не останавливаем строительство и продолжаем возводить объекты, где уже начались работы, подготовлена проектная документация и предусмотрены федеральные средства.
– Владимир Викторович, в завершение нашего разговора, который проходит в канун новогодних праздников, что бы вы хотели пожелать жителям нашего края?
– В этом году новогодние праздники мы встречаем с особым чувством надежды и веры в собственные силы. Поэтому пусть наступающий год принесет только добрые перемены, позволит реализовать намеченные планы и создать хороший запас прочности для достижения новых целей. А главными подарками станут счастье и благополучие в каждом доме!
Последние новости
Влияние нескольких мест работы на размер пособия по уходу за ребенком
Женщинам разъяснили, как работа в нескольких местах может повлиять на пособие.
Неделя борьбы со СПИДом в России: важность информирования о венерических заболеваниях
С 25 ноября по 1 декабря россияне участвуют в мероприятиях, посвященных борьбе со СПИДом.
Форум «Ценности здорового образа жизни» в Общественной палате РФ
Эксперты обсудили ключевые аспекты формирования здорового образа жизни в образовательном процессе.