Фестиваль Дмитрия Хворостовского: отсутствие зарубежных знаменитостей компенсировали наши звёзды
Начиная с 2019 года, я не мыслю свою жизнь без посещения спектаклей и концертов фестиваля Дмитрия Хворостовского - певца,
Начиная с 2019 года, я не мыслю свою жизнь без посещения спектаклей и концертов фестиваля Дмитрия Хворостовского - певца, которого мне посчастливилось впервые услышать при его поступлении в Красноярский институт искусств.
Недавно завершившийся третий фестиваль был приурочен к 60-летию Дмитрия Александровича. Красноярцы и гости нашего города имели возможность посещения двух концертов в помещении театра оперы и балета, семи концертов в залах филармонии. Кроме того, Дом кино предлагал показ видеозаписей фестивального спектакля "Дон Жуан" и нескольких концертов прошлогоднего фестиваля.
Из-за сложившейся политической ситуации среди участников нынешнего музыкального праздника уже не было знаменитостей из дальнего зарубежья. Но их отсутствие в полной мере компенсировалось отечественными звёздами экстра-класса, широко известными во многих странах и пребывающими в великолепной творческой форме. Их концерты проходили под титулом "Лучшие голоса мира". И в этом названии нет никакого преувеличения.
Парад представителей современного оперного Олимпа открылся концертом Ильдара Абдразакова, считающегося лучшим басом мира. Он покорил своими первоклассными вокальными данными, совершенной певческой техникой и актёрской харизмой избалованную публику едва ли не всех наиболее престижных театров Европы и Америки. И в нашем городе И. Абдразаков имел феноменальный успех.
"Татарский соловей" Альбина Шагимуратова пленила зрительный зал нежным и кристально чистым лирико-колоратурным сопрано. Каждый номер её концертной программы можно назвать исполнительским шедевром. Будь то оперный фрагмент или романс С. В. Рахманинова.
Считаю важным подчеркнуть, что А. Шагимуратова была первой певицей из России, которой крупнейший оперный театр Италии - миланский La Scala - предложил выступить в сложнейшей партии репертуара bel canto - Лючии ди Ламмермур в одноимённой опере Г. Доницетти. Эта партия стала визитной карточкой Альбины. Одной из арий Лючии открылось и красноярское выступление славной дочери Татарстана.
Динара Алиева, обладающая лирико-драматическим сопрано редкой красоты и силы, является ведущей солисткой Большого театра России, а также имеет огромный опыт выступлений на многочисленных европейских сценических площадках. Подобно И. Абдразакову, первое отделение своего красноярского концерта она посвятила оперной музыке, а во втором исполнила советские эстрадные песни и популярные старинные романсы, в том числе из репертуара почитаемого ею Дмитрия Хворостовского. Восхищению наших слушателей не было предела.
К лучшим голосам мира, вне всякого сомнения, можно отнести и мощный, красивейший бас солиста Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, участника многих престижных международных оперных фестивалей Дмитрия Ульянова. Этот талантливый певец-актёр вызвал бурю оваций самобытным прочтением таких разнохарактерных произведений, как арии Базилио из "Севильского цирюльника" Дж. Россини и Короля Филиппа II из "Дона Карлоса" Дж. Верди.
В гала-концерте, состоявшемся в Красноярском театре оперы и балета 20 октября, кроме Д. Ульянова приняли участие ещё восемь певцов. Среди них и приглашённая солистка Мариинского театра, а также ряда зарубежных театров меццо-сопрано Юлия Герцева. Она поразила глубочайшим проникновением в образ Графини из "Пиковой дамы" П. И. Чайковского, исполнив сцену воспоминаний "Венеры Московской".
После концерта я услышала в фойе следующую реплику одной зрительницы почтенного возраста: "Надо же! Оказывается, певицы могут играть не хуже отличных драматических актрис!"
Высокий профессиональный уровень и точное ощущение самых разных стилей (Г. Берлиоза, Й. Брамса, М. П. Мусоргского) Ю. Герцева выказала и в камерном концерте 15 октября.
Среди других гостей третьего фестиваля особо хочется отметить солистку Большого театра Анну Нечаеву, редкостно выразительную в сценах из опер Чайковского "Евгений Онегин" и "Мазепа".
Порадовала и новая встреча с участником всех трёх фестивалей Михаилом Пироговым - в недавнем прошлом солистом красноярской оперы, ныне работающим в Новосибирске.
Одним из важнейших событий фестивальной программы стал концерт оркестра Мариинского театра во главе с не нуждающимся в комментариях Валерием Гергиевым. Приглашение этого прославленного коллектива вполне закономерно, поскольку его активное сотрудничество с Дмитрием Хворостовским продолжалось несколько десятилетий.
В первом отделении прозвучали симфонические миниатюры А. К. Лядова, К. Дебюсси, М. Равеля и увертюра к опере Верди "Сила судьбы", а во втором - Шестая симфония Чайковского. Выбор этого гениального произведения - не случайность. Его первое исполнение состоялось 16 октября 1893 года. А ровно через 69 лет (тоже 16 октября) родился один из лучших баритонов современности, повсеместно популяризировавший оперное и камерно-вокальное творчество своего великого соотечественника.
Последнее крупное детище Чайковского по своему содержанию - жизненный путь творческой личности со всеми его противоречиями, радостями и горестями. Всё это было и в биографии Хворостовского...
Ведомый В. Гергиевым оркестр подарил красноярцам потрясающее (без преувеличения) исполнение потрясающей музыки. Невозможно было сдержать слёз и в тот момент, когда знаменитый маэстро, выдержав паузу, в качестве финальной точки концерта остановил долгий взгляд на портрете выдающегося певца и поклонился ему.
В обзоре прошедшего фестиваля невозможно обойти молчанием и Красноярский симфонический оркестр. У наших меломанов есть все основания гордиться им. В дни фестиваля он чутко аккомпанировал певцам и вдохновенно доводил до аудитории все намерения дирижёра из Армении Эдуарда Топчяна и своего руководителя Владимира Ланде, играя многочисленные инструментальные фрагменты из опер.
Случилось так, что уже упоминавшаяся увертюра к "Силе судьбы" Верди прозвучала в двух концертах. Очень порадовало то, что исполнение этой увертюры нашим оркестром ничуть не уступило её исполнению музыкантами из Петербурга. Это было очередным подтверждением того, что Красноярский симфонический оркестр достойно поддерживает статус академического коллектива.
Уже знакомый красноярцам замечательный, разносторонне одарённый австрийский музыкант, профессор Кристиан Кох предстал перед публикой как пианист-солист, аккомпаниатор, органист и дирижёр. Огромное спасибо ему за просветительские устремления! Имею в виду программы концертов в Малом зале филармонии и в оперном театре ("Посвящение Дмитрию Хворостовскому"). Подавляющее большинство произведений В.-А. Моцарта, Г. Берлиоза, Г. Форе, Й. Брамса, Р. Штрауса, А. Берга, подобранных К. Кохом, никогда ранее не звучали в залах нашего города.
К участию в этих концертах неутомимый наставник из Вены привлёк группу молодых красноярских певцов, с которыми ранее работал над сольными партиями оперы "Дон Жуан" Моцарта. Благодаря ценным советам и требовательности К. Коха, Анна Авакян, Виолетта Гришко, Дарья Рябинко, Денис Гречишкин, Севастьян Мартынюк и Сергей Самусев значительно расширили свой камерный и оперный репертуар, продемонстрировали несомненный певческий и музыкантский рост. А публика отреагировала на их выступление горячими и продолжительными аплодисментами.
Каждый из трёх фестивалей в честь Дмитрия Хворостовского можно рассматривать как новую страницу в истории музыкальной культуры Красноярска. Хочется верить, что впереди ещё много-много таких страниц!
Позволю себе единственное пожелание организаторам фестиваля. А именно - несколько расширить круг его красноярских участников. Как постоянный посетитель оперных спектаклей местного театра со времени его первого творческого сезона могу смело утверждать, что красноярская труппа всегда располагала и сейчас располагает незаурядными баритонами нескольких поколений.
К примеру, Александр Михалёв, отмеченный восторженными отзывами нескольких столичных критиков, мог бы укрепить фестивальную публику во мнении, что и наши солисты "не лыком шиты".
Последние новости
Экономический прогноз: доллар будет расти
Экономисты ожидают дальнейшего увеличения курса доллара.
Влияние нестраховых периодов на размер пенсии
Как социально значимая деятельность может повлиять на вашу пенсию.
Международный день недоношенных детей: значимость и поддержка
Каждый год 17 ноября мир отмечает важность заботы о недоношенных детях.