Хали-хало
Мало кому из юных обитателей самых старых сосновоборских дворов пришло бы в голову, что одна из любимейших детских игр была известна еще в античной Греции.
Историю древнего мира начинали изучать значительно позже – в пятом классе. А между тем мало кому понятное название «хали-хало» как раз и происходит от древнегреческого слова, обозначающего черепаху. Действительно ли эта игра пришла в сосновоборские дворы через века? Такое возможно, хотя есть и другая гипотеза – что придумали игру гимназисты, изучавшие древнегреческий язык. Классические гимназии были не только в крупных городах, но и в некоторых уездных – например, в Ораниенбауме и Петергофе.
Для игры нужно немногое – мяч и компания. Мяч лучше взять небольшой – в 60-е годы чаще всего использовался средний резиновый мячик. Его и ловить легко, и когда попадает – не больно. Круг на земле можно и не чертить.
Ведущего выбирали разными способами. Чаще всего это была считалка. В этой игре, в отличие от многих других, быть ведущим считалось престижным. Ведущий задумывал слово – точно так же, как это делалось в популярно школьной игре в виселицу, которая в 90-е стала очень успешным коммерческим проектом «Поле чудес». Только писать ничего было не нужно, все делалось устно.
Ведущий называл родовое понятие для задуманного слова – одежда, посуда, музыкальные инструменты, мебель, животные, растения, школьные принадлежности… В общем, загадывать можно было все, что угодно. Называл первую и последнюю буквы – именно буквы, а не звуки. То есть у слова «тетрадь» это были «т» и «мягкий знак», , а если задуман «каравай» - то «к» и «и краткое».
Остальные участники должны были слово отгадать. Если кому-то это удавалось, ведущий подбрасывал мяч вверх и бросался наутек. Угадавший должен был поймать мяч. При этом особой роли не играло, ударится мяч о землю или нет. Главное было в конце концов его поймать и крикнуть «хали-хало, стоп!» Водящий должен был остановиться.
Счастливчик, поймавший мяч, должен был определить на глаз, сколько от него до водящего шагов. Какие именно это шаги, решали остальные игроки. В некоторых дворах, впрочем, этот момент обговаривался заранее.
Это могли быть обычные шаги, гигантские, лилипутские, гусиные (когда игрок идет на корточках), прыжки и другие. Игрок с мячом называл число, делал указанное количество шагов – и должен был бросить мяч в водящего. И не просто бросить, а попасть. Тогда он считался выигравшим и начинал новый кон. Случалось, конечно, и промазать. Тогда водящего снова выбирали считалкой.
Игру можно было усложнить – требовалось не просто попасть в бывшего водящего, а в кольцо из его рук. Кольцо можно было держать спереди или над головой. Этот вариант был популярен в компаниях, где разница в росте игроков не слишком велика.
Игра эта содержит элементы нескольких других игр. Кроме уже упомянутой «виселицы», здесь есть элемент игры в штандер , а также в баскетбол или вышибалы – в зависимости от того, нужно попасть просто в ведущего или в кольцо.
Ирина Полякова для Сосновоборского городского музея
Последние новости

В ночь на 5 апреля учёные прогнозируют магнитную бурю
В ночь на 5 апреля учёные прогнозируют магнитную бурю. Вспышки на Солнце ожидаются и на будущей неделе.
Красноярцы смогут бесплатно проверить свои родинки 9 апреля
Красноярцы смогут бесплатно проверить свои родинки 9 апреля В Красноярске проходит ежегодный фестиваль для людей серебряного возраста «Столица здоровья».

Енисейское управление Ростехнадзора подтвердило соответствие этапа строительства Иркутского завода полимеров проектным требованиям
Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проверило объект капитального строительства «Иркутский завод полимеров (ИЗП)».

Бывший исполняющий обязанности главы поселка Березовский признан виновным в превышении должностных полномочий
Собранные следственным отделом по Березовскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении бывшего исполняющего обязаннос