Мама мыла раму

26 декабря 1919 года в РСФСР был принят Декрет «О ликвидации безграмотности» МАМА МЫЛА РАМУ  Давайте поговорим об учебниках.

26 декабря 1919 года в РСФСР был принят Декрет «О ликвидации безграмотности»

МАМА МЫЛА РАМУ 

Давайте поговорим об учебниках. Учебный год в разгаре, дети учатся в классах, онлайн, у них смартфоны, планшеты, ноутбуки. Любую информацию добывают нажатием клавиши компьютера. Но мы – про учебники, или учебные пособия. Речь пойдет не о современных учебниках, разработанных по очередным стандартам, придуманным Минобразования, а о старых, простых и проверенных, по которым учились наши пра-пра-прадеды, деды. 

В запасниках Сосновоборского городского музея хранятся подлинные учебники 60-80 гг. ХХ века и репринтные издания начала века и 50-х годов. Репринтное издание, если кто-то не помнит, это печатное издание, полученное через фотографирование ранее изданного оригинала, точная его копия. 
Перед нами Букварь (составители Д. Тихомиров и Е. Тихомирова) для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету для народных, воскресных, православных школ. Это репринт издания 1914 года.

Учебник в мягкой обложке, открывается молитвой. На следующей странице в выходных сведениях читаем, что это … 159 издание, значительно обновленное и дополненное, а в скобках мелким шрифтом дано пояснение: книга разошлась в количестве 3 916 000 экземпляров. Печать типографии Товарищества И. Д. Сытина, специализировавшегося на издании дешевых книг для народа. Это в царской России и 3 млн. экземпляров обычного учебника! Фантастика! Год издания 1914 – год начала Первой мировой войны. Еще чуть-чуть и будет не до полноценной учебы: мужчины уйдут воевать, женщины и дети будут выживать в предложенных условиях, а потом будут революция 1917 г., гражданская война, но это потом, а пока, судя по количеству изданий, учебник востребован и по нему учатся в разных углах Российской империи. 

Букварь начинается с обучения началу письма, дальше идут уже само письмо, буквы и слоги, которые учатся произносить дети. Можно сказать – объединение и письма, и чтения плюс картинки. Интересна сноска: «Учитель скажет детям, что ъ – немая буква, она не выговаривается». Ъ будет отменен после 1917 года. Далее задания усложняются по мере того, как дети уже знают буквы, читают по слогам и овладевают навыками письма. Они читают несложные сказки, знакомятся с разными пословицами: «Береги денежку на черный день», «Встал пораньше и ушел подальше». А потом идут стихи Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина. Много иллюстраций, они, правда, черно-белые, но ведь и издание дешевое. Все они подобраны со смыслом, развивают и кругозор детей, и учат добру. 

Вторая часть учебника - рассказы из Священной истории. Это основы христианской веры и библейские сюжеты. Очень сжато, конкретно, оттого и не занудно. Конечно, у нас церковь отделена от государства уже много десятилетий, представить, что жизнь Иисуса Христа изучается в государственной общеобразовательной школе – нонсенс, для нас важно другое – детям доходчиво объясняется, что хорошо, что плохо. 
А дальше приводится церковнославянская грамота. По сути – это вообще первая азбука, начало письменности, сформировавшей христианскую, а затем и православную культуру на территории нашего государства. Выделены буквы, отличные от гражданских, чтобы легче было читать. А читать в дореволюционной России на церковнославянском языке можно было всегда востребованную Библию и другие церковные издания. Грамотные дети крестьян по вечерам при свече читали вслух Библию, а семья слушала. Интересно! 

И, наконец, в самом конце учебника – первоначальные упражнения в исчислении. Прямой и обратный счет, счет парами и даже «четверками и пятками». А еще умножение и деление и таблица умножения, которую мы заучиваем и сегодня. Поясняются римские цифры. Заканчивается учебник вполне практичными указаниями: таблицей мер: веса, времени, бумаги, сыпучих тел, денег и длины. Для особо любознательных - на четвертой полосе обложки дано славянское исчисление. 

Небольшой формат, 112 страниц, и на них - все, что нужно для начального образования. Но не будем забывать, что это первая четверть ХХ века и объем информации в сотни раз меньше, чем сейчас. Но для своего времени как отлично продумано! Браво! 
Для справки: народные училища (народные школы) – название школ в России, доступных для народных масс. Далее образование могло быть продолжено в реальном училище, гимназии и в высшем учебном заведении. Правда, до 1917 года для продолжения учебы в Российской империи существовали сословные цензы, а учеба была платной. 

Воскресные школы – школы при церквях, название дано по выходному, воскресному (нерабочему) дню. Воскресные школы при церквях существуют и сейчас. В них изучаются основы христианской веры, но не только, – программа их довольно широка. Занятия начинаются после первого воскресного богослужения. Такая школа существует при храме Неопалимая купина. 

Православные школы – учебные заведения, в которых в основе обучения лежат христианские (православные) традиции. Такие школы существуют в России и сегодня, достаточно заглянуть в Интернет. Они есть и в Ленинградской области, и в С-Петербурге. Они вновь появились после реформ 1990 годов. И хотя, напомним, церковь у нас по-прежнему отделена от государства, однако каждый по Конституции имеет право на выбор вероисповедания. Школы проходят обязательное лицензирование и государственная программа для них тоже обязательна. 

(продолжение следует)

Последние новости

В Красноярске прокуратура расследует массовое заболевание школьников

43 ученика школы №76 обратились за медицинской помощью с симптомами острого кишечного расстройства.

Вспышка кишечной инфекции в Канске: выявлены причины и нарушения

Роспотребнадзор обнаружил сальмонеллу в курином мясе, что привело к заболеванию.

Обострение экологической ситуации в Красноярском крае

В регионе наблюдается рост загрязнения воздуха и воды.

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Сочи, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *