Не спрятаться, не скрыться
Для норильских автомобилистов так называемые письма счастья от ГИБДД ещё в новинку, а в других городах к автоматическим системам контроля на дорогах давно привыкли.
Для норильских автомобилистов так называемые письма счастья от ГИБДД ещё в новинку, а в других городах к автоматическим системам контроля на дорогах давно привыкли. Теперь всероссийская система «Паутина» раскинула свои сети и в Норильске.
Око большого братаКоличество камер видеонаблюдения, автоматически фиксирующих нарушения на дороге, в России в 2021 году увеличилось настолько, что позволило совершить технологический скачок в области контроля соблюдения правил дорожного движения. А именно — объединить разрозненные автоматизированные системы в единую нейронную сеть, пронизывающую всю страну. Этот проект получил название «Паутина». Несмотря на грандиозность задумки и немалую сложность в исполнении, проект удалось осуществить всего за один год. В июле 2022–го «Паутина» была введена в строй практически во всех регионах, в том числе в Красноярском крае.
Вообще, о «Паутине» заговорили в 2013 году. Работала она точечно в нескольких крупных городах и обладала весьма ограниченными возможностями. Создавался ИИ для конкретной задачи — искать угнанные автомобили. Уже тогда «Паутина» могла самостоятельно определять марку машины и маршрут, а также распознавать номер всего по нескольким цифрам. Изначально система знала только семь марок машин. Сейчас база данных значительно расширена, а программа имеет весьма сложные алгоритмы действий, что позволяет ей решать массу задач, значительно облегчая работу сотрудникам полиции.
Почти «Скайнет»В чём особенность «Паутины» и почему она умнее обычных дорожных камер? Ведь фиксацию скорости, нарушений на дороге, непредоставления преимущества пешеходам и непристёгнутый ремень мог с лёгкостью осуществлять и независимый хаб, без подключения к общей нейронной сети. Дело здесь во взаимодействии всех систем, которые значительно расширяют возможности искусственного интеллекта. В первую очередь это позволяет разбираться с куда более серьёзными преступлениями, нежели непристёгнутый ремень, пояснил «Заполярной Правде» Иван Кривенков, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения.
– Например, угнали машину. Её номер, цвет и марка вносятся в базу данных. Если автомобиль попадает в поле зрения одной из камер сети, на пульт дежурного сразу же поступает сигнал, об обнаружении авто и направлении его движения. Данные сразу же передаются ближайшему патрулю, и преступника задерживают. Кроме того, вся информация хранится в течение года, и можно с помощью тегов провести поиск даже по прошлым эпизодам. Бывает, что пропажу авто замечают через несколько дней, или потерпевший не сразу обращается в полицию. Тогда сотрудник, помимо основных данных транспортного средства, вводит и временные параметры поиска, остальное делает «Паутина». Таким образом можно даже лицо водителя установить или определить траекторию движения угонщика. Система способна обнаружить автомобиль, перегнанный из одного города в другой. Эта возможность «Паутины» помогает раскрывать и множество преступлений, совершённых в других регионах. Если известно, на каком конкретно авто передвигался предполагаемый преступник, то с помощью этого же алгоритма его можно отследить. Другой пример: подозреваемый утверждает, что на момент совершения преступления находился в одном месте, а система обнаруживает, что он на своём автомобиле в этот момент был в другом месте. Обман налицо, алиби не подтверждено. Раньше без возможностей «Паутины» сотруднику полиции, чтобы обнаружить преступника, нужно было самому сидеть и отсматривать все доступные видео с наружных камер. Это могло занять не один день. А сейчас всё делает ИИ.
Мир дикого СевераВпрочем, популярные в больших городах угоны для Норильска всё же редкость. А вот порулить, даже если отняли права, здесь, на далёком Севере, — дело обычное. Но и тут взор «Скайнета» ГИБДД не ослабевает. Работает это следующим образом. Информация о владельце, которого лишили водительских прав, и о его автомобиле, вносится в базу. Когда машина отмечается на дороге, «Паутина» сообщает об этом дежурному. В случае если сам рулевой попал в кадр, то установить, что он повторно преступил закон, труда не составит. Сделать это можно, даже не отходя от экрана, просто сравнив снимок человека за рулём с фото на водительских правах. Если есть сомнения, дежурный передаёт информацию ближайшему патрульному, и тот лично проверяет, кто именно сидит за рулём. Так что заполярной вольнице, где и без прав за руль можно, пришёл конец.
– Норильск — небольшой город, и эффективность «Паутины» здесь пока не особо чувствуется. Но со временем её значимость будет возрастать, — считает Иван Кривенков. — К нам часто обращаются коллеги из других отделов с просьбой помочь установить местонахождение подозреваемого на момент совершения преступления. Один из последних примеров. Тёмное ДТП (когда один из участников скрылся с места происшествия. — Прим. авт.) на трассе Норильск — Алыкель. Допустив аварию, водитель уехал. Здесь как раз и помогла «Паутина». Номер авто был неизвестен, но очевидцы запомнили марку и цвет машины. Зная время, место и приметы автомобиля, специалисты установили личность виновника.
Большие города«Паутина» стала очень эффективным инструментом для сотрудников полиции в крупных городах. В Норильске к этой системе подключены всего восемь камер. Большинство из них расположены в Центральном районе и контролируют дороги между районами. А, например, в Москве подобных устройств слежения более 160 тысяч. Даже до появления «Паутины» такой мощный инструмент контроля позволял существенно упростить жизнь полицейским при расследовании даже уголовных дел. Теперь же, после объединения в общероссийскую сеть, «Паутина» может стать ключевым элементом, позволяющим раскрывать разного рода преступления по горячим следам.
– Я до недавнего времени работал в Красноярске. Там регулярно приходили уведомления о том, что обнаружен автомобиль с подложными номерами или автомобиль–двойник, — продолжает сотрудник ГИБДД. — Некоторые водители игнорируют скоростные ограничения на участках с автоматической системой контроля или двигаются по специально выделенной для автобусов полосе, нацепив поддельные номерные знаки, и думают, что так ИИ их не распознает, и им удастся избежать наказания. Но «Паутина» снабжена алгоритмом защиты от таких выдумщиков. Она определяет, что номер фальшивый. Так можно выловить и серьёзного преступника. Суть схемы следующая: например, официально конкретный номер присвоен автомобилю Merсedes, а едет с ним Volkswagen, либо двойники появляются почти одновременно в разных, значительно отдаленных друг от друга регионах: авто двигается по Питеру, а система сутки или даже час назад видела его в Якутии. Неправдоподобность таких «совпадений» очевидна. В таких случаях алгоритмы ИИ самостоятельно производят все расчёты и определяют вероятность подлога, «Паутина» без какого–либо запроса со стороны оператора сообщает о потенциальном нарушителе дежурному.
Вкалывают роботы?«Паутина» работает меньше полугода и уже доказала свою эффективность. Алгоритмы определения нарушений постоянно усложняются и совершенствуются, делая искусственный интеллект «смотрящего» за дорогой всё более совершенным. Каким бы действенным и продвинутым ни был ИИ, полностью заменить живого сотрудника техника не способна. Человек может установить множество дополнительных фактов и сделать это более достоверно: определить, что водитель вообще не имеет прав или управляет авто в нетрезвом виде. И в обозримом будущем, и даже в отдалённом живые сотрудники ГИБДД всё ещё будут нести свою службу на дорогах. По крайней мере, до тех пор, пока «Паутина» не станет настолько продвинутой, что не осознает себя как личность, а людей — потенциальной угрозой на дорогах, и не придёт к выводу, что единственный способ навсегда прекратить все нарушения — это тотальное истребление человечества. И вот тут–то придётся нам искать своего Джона Коннора...
Текст Егор ТулновскийФото Витас Бенета
Последние новости
Награждение Почетной грамотой судью Смирнову И.С.
27.12.2024 г. судья Железнодорожного районного суда г. Красноярска Смирнова Ирина Сергеевна награждена Почетной грамотой Совета судей Красноярского края за многолетнее и добросовестное выполнение служебных обязанностей ,
Вакансия секретарь суда
В Кировский районный суд г. Красноярска требуется секретарь суда в отдел по обеспечению судопроизводства по гражданским делам.
Суд не поддержал требование Ростехнадзора о приостановке эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на объекте ЗАО «ФАРН» и заменил наказание штрафом
Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи