29.05.2022

Тайны белого камня

Очередное исследование Татьяны Субботиной – о постаменте, установленном на территории храма в с. Агинском.

Очередное исследование Татьяны Субботиной – о постаменте, установленном на территории храма в с. Агинском.

Каждый, кто бывал на территории храма Николая Чудотворца в с. Агинском, наверняка, обращал внимание на беломраморный постамент кубической формы с трудно читаемой, местами сбитой надписью.
Приглядевшись, можно разобрать часть надписи: «Здесь погребена жена протоиерея села Агинского На… Леонтьева Та… скончавшаяся … года…лет от роду». Теперь мы знаем о том, кто эта «жена протоиерея», когда она умерла и где именно была погребена. Остается одна загадка – кто именно, как и для чего сохранил часть надгробия с её могилы.

Тот самый постамент бережно хранится на территории храма Николая Чудотворца в Агинском


Путь Анемподиста

В июле 1885 года священником Николаевской церкви Агинского стал Анемподист Тарасов, прослуживший в ней с небольшим перерывом без малого 30 лет. Родился он предположительно в 1849 году в семье священника села Новосельского Канского округа Герасима Павловича Тарасова.
Окончив в 1870 году Томскую духовную семинарию, Анемподист несколько месяцев прослужил в должности псаломщика при Агинской Николаевской церкви, ожидая прибытия в Красноярск Преосвященнейшего Павла. Священником Николаевской церкви тогда служил Павел Шангин, а супругу его звали Ольга Герасимовна. Может быть, она была родной сестрой Анемподиста Герасимовича?
В январе 1871 года в Троицкой церкви с. Большой Ури 21-летний Анемподист Герасимович Тарасов венчался с 16-летней крестьянской дочерью девицей Натальей Леонтьевной Шадриной из с. Рыбинского Рыбинской волости.
Через несколько дней после венчания, в феврале 1871 года, епископом Енисейским и Красноярским Павлом Анемподист Тарасов был рукоположен во священника и определен к Иннокентьевской церкви с. Перовского (ныне – с. Партизанское). Потом было служение в тюремной Петропавловской церкви г. Канска, Вознесенской церкви с. Верх-Ботойского (ныне – с. Вознесенка Березовского района).
Наконец 2 июля 1885 Анемподист Тарасов был перемещен к Агинской Николаевской церкви.
Кроме исполнения священнических обязанностей, а их, к слову сказать, было немало, он стал заведующим и законоучителем недавно открытой Агинской церковно-приходской школы. В первый же год своего служения на Агинском приходе Анемподист увеличил помещение школы, всемерно поощряя желание приходских детей учиться.
Видимо, авторитет Анемподиста в священнической среде был к этому времени достаточно высок. Так, в 1886 году он был утвержден в должности кандидата к депутату от благочиния на училищный съезд на трехлетний срок, избран депутатом XVII съезда духовенства Енисейской епархии по делам Красноярского духовного училища. В течение нескольких лет являлся членом Общества Святого Князя Александра Нев-ского, для вспомоществования воспитанникам Красноярского духовного училища. С 1890 по 1893 год Анемподист исполнял обязанности благочинного и наблюдателя за церковно-приходскими школами 2-го благочиннического участка Канского округа.
На этот период его жизни пришлось одно событие, которое можно назвать историческим. Возвращаясь в Санкт-Петербург из своего Восточного путешествия будущий последний император Российской империи и царственный страстотерпец Николай II, а пока - Наследник престола Николай Александрович, 30 июня 1891 года проездом из г. Иркутска в г. Красноярск посетил с. Рыбинское (ныне – с. Рыбное) Канского уезда. Здесь в одном из крестьянских домов Наследнику был устроен зав-трак, поднесен хлеб-соль и по мирскому приговору жителей подарена тройка серых лошадей. Наследник Николай Александрович подарил волостному старшине Семенову серебряные часы и в память своего посещения пожертвовал 500 руб. на открытие церковно-приходской школы в с. Рыбинском. Деньги были получены благочинным священником Анемподистом Тарасовым. Менее чем через год, 12 апреля 1892 года, церковно-приходская школа в с. Рыбинском была открыта, и 23 ноября этого же года Анемподист посетил её. Большое внимание уделял о. Анемподист развитию образования и у себя на приходе. В 1893 году была открыта школа в д. Нагорновой, в 1894 году – школа в д. Ульяновой. Осенью 1895 года было построено новое здание для Агинской церковно-приходской школы, а в 1900 году Агинская одноклассная ЦПШ была преобразована в двухклассную. Заведующим и законоучителем в этих школах продолжал оставаться о. Анемподист Тарасов.
Кроме этого, на протяжении трёх лет (1895, 1896 и 1897 годов) Анемподист избирался депутатом съездов духовенства Енисейской епархии.
В январе 1899 года ему было поручено временное исправление должности благочинного 1-го участка Канского округа.

Труды ценились высоко

За время службы в Агинском Николаевском приходе Анемподист неоднократно был отмечен вышестоящим начальством. Так, 14 марта 1889 года определением Святейшего Синода «за службу по духовному ведомству ко дню Святой Пасхи» он был награжден камилавкою (головной убор в виде цилиндра в Православной церкви – прим. ред.). В апреле 1894 года – наперсным крестом «от Святейшего Синода выдаваемым», в мае 1898 года – орденом Святой Анны 3 степени. Кроме этого, у него была медаль, учрежденная за труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года и серебряная медаль «в память в Бозе почившего Государя Императора Александра Третьего за ревность по благоустройству церковно-приходских школ».
25 августа 1902 года на Божественной литургии в кафед-ральном соборе г. Красноярска Преосвященный Евфимий возвёл священника с. Агинского Анемподиста Тарасова в сан протоиерея.
Помимо официальной оценки служения Анемподиста интересны характеристики, написанные в отчете по обозрению церквей благочинным 2-го благочиния Канского уезда Андреем Херсонским. В 1895 году он писал: «Священник Анемподист Тарасов религиозен и нравственности доброй, угоден к Богослужению, исполнителен и миролюбив». В таком же отчете за 1897 год содержится следующая характеристика: «Священник Анемподист Тарасов религиозен, всегда исполнителен по службе, трезв и пользуется любовью прихожан… Произносит поучения своего сочинения и печатные. Своею доброю жизнью и пастырским словом служит для прихожан добрым примером».
Кроме многочисленных наград и положительных характеристик, полученных Анемподистом от священноначалия, не меньшей, а может даже большей ценностью обладает благодарность его прихожан. В марте 1896 года на страницах «Енисейских епархиальных ведомостей» была опубликована следующая статья:
«На прошение церковного старосты Агинской Николаевской церкви Степана Михайловича Иванова «О разрешении приходскому обществу поднести местному священнику Анемподисту Тарасову адрес и икону Св. Иннокентия Иркутского чудотворца в день 25-летия служения его в священном сане за примерное пас-тырское усердие к просвещению прихожан и детей их», 15 сего года февраля последовала таковая резолюция Его Преосвященства: «Консистория разрешит прихожанам Агинской Николаевской церкви выразить их добрые чувства своему пастырю… Божие благословение да почиет на духовных детях, признательных своему духовному отцу. Копию адреса передать в редакцию Епархиальных ведомостей для напечатания, а подлинный возвратить просителю».
Текст адреса: «Ваше Высокоблагословение, Честнейший и почитаемый пастырь и отец наш духовный, Анемподист Герасимович Тарасов. 25-летнее служение Ваше Святой церкви и нам чадам её составляет немаловажную заслугу в краткой человеческой жизни, имеющую ещё большее значение, когда ему отдаются все посильные силы деятеля. Почитая и радостно приветствуя исполнившееся 25-летнее служение Ваше в священническом сане, спешим выразить Вам глубокую признательность за постоянные и примерные заботы Ваши о благолепии храма, устройство хорошего хора певчих и внятное, и удобовразумительное совершение Богослужения. За отеческое, приветливое, кроткое, терпеливое обращение Ваше с духовными чадами Вашими и за неусыпные Ваши труды в просвещении детей наших. Школы, Вами устроенные, надолго останутся свидетелями искренней любви Вашей к детям нашим и их обу-чению и воспитанию. Молим Господа, чтобы школы наши всегда имели руководителями лиц, достойных первого их устроителя. Искренне и единодушно желаем возможно долее пользоваться плодами Вашей деятельности, составляющей гордость нашего прихода.
В ознаменование же искренней любви нашей и сыновней преданности просим принять от нас, духовных чад Ваших, в торжественный для Вас и нас день, двадцатипятилетия пастырского служения Вашего, святую икону Святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского и чудотворца.
Вашего благословения духовные дети (следуют подписи прихожан и жителей как села Агинского, так и трех приходских деревень)».
Служил до самой смерти

Несмотря на многолетнее служение, уважение и любовь прихожан, в августе 1903 года протоиерей Анемподист Тарасов оставил своё служение в с. Агинском и перешел на вакантное протоиерейское место при Минусинском Спасском соборе.
Но разлука с Агинским храмом у Анемподиста продолжилась недолго, и через год – в августе 1904 года – протоиерей Анемподист Тарасов вернулся на священническое место к церкви с. Агинское. Он вновь приступил к обязанностям заведующего и законоучителя Агинской, Ульяновской и Нагорновской церковно-приходских школ, которые исполнял ревностно и усердно, что неоднократно отмечалось в епархиальных отчетах о состоянии церковно-приходских школ.
28 февраля 1916 года протоиерей Агинской Николаевской церкви Анемподист Тарасов уволился за штат. Заштатный протоиерей остался жить в с. Агинском, иногда служил в храме и исправлял требы вместе со своим преемником отцом Михаилом Вологодским. Как можно понять из метрических книг Агинской Николаевской церкви, в 1919 году, после убийства Малиновского священника Петра Устиновича, Михаил Вологодский вместе с Яковом Флеровским проводил служения и требы в Малиновском молитвенном доме, а в Агинской церкви необходимые требы часто совершал Анемподист Тарасов. Дата смерти Анемподиста пока не установлена, так как архивы районного ЗАГСа для поиска закрыты, а в Саянском районном архиве последние метрические книги датированы 1919 годом.

Матушка Наталья

Анемподист Тарасов с супругой Натальей


Супруга протоиерея Анемподиста Герасимовича Тарасова была, по- видимому, женщиной состоятельной и деятельной, разделяла со своим мужем труды и хлопоты по устройству и содержанию в с. Агинском церковно-приходской школы, была её заботливой и щедрой попечительницей. Отмечая её заслуги в деле народного образования, император Николай II наградил Наталью Леонтьевну Тарасову золотой медалью.
В Метрических книгах Николаевской церкви имя «священнической жены сей церкви» Натальи Леонтьевны Тарасовой нередко можно встретить среди имен восприемников крещаемых младенцев…
Умерла Наталья Леонтьевна Тарасова 12 марта 1909 года в возрасте 54-х лет «от водянки», исповедовал и причащал её священник Ивановской Иоанно-Рыльской церкви Никифор Миронов. При погребении 15 марта служили протоиерей с. Агинского Анемподист Тарасов, священники с. Ивановского Никифор Миронов, с. Ирбейского Григорий Сальников и с. Перовского Симеон Чисмочаков с диаконом Николаем Ягодинским и псаломщиком Яковом Флеровским. Матушку Наталью похоронили в церковной ограде Николаевской церкви. По воспоминаниям жителей с. Агинского, при строительстве районного Дома культуры на месте бывшей церкви были вскрыты и имевшиеся там захоронения, но останки не перезахоронены…
И ещё об одном весьма интересном факте из жизни супругов Тарасовых стоит упомянуть. В марте 1895 года в «Енисейских Епархиальных ведомостях» была помещена заметка, в которой сказано, что 11 февраля 1895 года в Красноярске от чахотки скончался 30-летний священник села Подъемского Красноярского округа Георгий Афанасьевич Глаголев. После его смерти остались жена, двое малолетних детей, мать старушка и сестра. Дети взяты на воспитание священником Анемподистом Тарасовым.
Но история на этом не закончилась. В январе 2020 года, в интернете по запросу «священник Анемподист Тарасов» в ленте «Яндекс. Картинки» я увидела три скана лицевой и оборотной стороны фотографии супругов Тарасовых. В том, что это именно они, сомнений не было, поскольку на обороте фотографии есть надпись «На добрую память новобрачным Григорию Сергеевичу и Клавдии Афанасьевне Канев…(?) от протоиерея Анемподиста Герасим.[овича] и Наталии Леонтьв.[ны] Тарасовых. 4 сентября 1909 года».
Ниже – другим почерком «Анемподист Герасимович и Наталья Леонтьевна воспитатели Клавдии Афанасьевны». Обращает на себя внимание медаль на груди Натальи Леонтьевны, что полностью соответствует факту о том, что императором Николаем II она была награждена золотой медалью за заслуги в деле просвещения.
Вполне вероятно, что собственных детей у супругов Тарасовых не было, так как упоминания о них где-либо, в том числе и в официальных документах Енисейской Духовной Консистории разных лет, не нашлось. Но есть установленный факт проживания в их семье родственников умершего священника Георгия Афанасьевича Глаголева, а та самая Клавдия Афанасьевна, которой и была отправлена «на добрую память» эта фотография, может быть родной сестрой отца Георгия.
Вот так замкнулся круг, соединивший историю семьи протоиерея села Агинского Анемподиста Тарасова, фотографию супругов Тарасовых и часть надгробия с могилы матушки Натальи Тарасовой.
И ещё одно маленькое дополнение к истории семьи Тарасовых. Последние годы своей жизни заштатный священник Михаило-Архангельской церкви с. Новосельского Канского округа Герасим Тарасов проживал в селе Агинском у своего сына, священника местной церкви.
Умер Герасим 17 ноября 1887 года в возрасте 75 лет. Отпевание его 21-го ноября совершали священник с. Агинского Анемподист Тарасов, священники с. Рыбинского Максим Никольский и Андрей Кошков, священник с. Ивановского Илия Каменев с диаконом агинской церкви Георгием Токаревым.
Кафедральный протоиерей Василий Касьянов в некрологе на смерть Герасима писал: «… Он был иерей благочестивый, кроткий, смиренный, нестяжательный, любивший чтение книг духовного содержания и домашнюю молитву, кроме неопустительного совершения общественного Богослужения. 33 года он прослужил в одном приходе, не возбудив против себя ни одной жалобы со стороны прихожан. Отец Герасим рано попросился и вышел за штат, по его собственным словам, потому, «как бы, по старости своей, не допустить какого-либо опущения по службе». Хорошо, если бы было в епархии побольше пастырей, подобных отцу Герасиму».
Похоронили Герасима Тарасова в церковной ограде... Его могила, по всей видимости, разделила участь тех захоронений, что были в ограде церкви на момент начала строительства районного Дома культуры.
Село Новосельское (Новоселово) Канского района не существует с 1975 года. Сейчас здесь пустое место, и только там, где стояла церковь во имя Архангела Михаила, бывшим жителем села установлен деревянный крест с памятной табличкой.

Татьяна Субботина

Александр Юшин Админ

Последние новости

Из-за повышения МРОТ для россиян поднимут налоги - экономист

Большой прибавки в результате роста МРОТ граждане не почувствуют Пустой кошелек Фото: Ольга Бойко, ИА ЕАОmedia Предыстория:

О  работе мобильного пункта Краевого Центра СПИД

Краевой Центр СПИД продолжает сезон плановых выездов с экспресс-тестированием на ВИЧ — инфекцию.

В мае «Поезд здоровья» будет работать на 8 станциях края

Передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (св.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *