19.08.2022

Третий спас августа

Август – месяц щедрый: идет жатва, начинается сбор урожая.

Третий спас августа

Август – месяц щедрый: идет жатва, начинается сбор урожая. И именно на это время приходятся церковные праздники Спасы. Спас – сокращённая форма слова Спаситель, которым именуется Иисус Христос, Сын Божий. Этим же словом «Спас» народ называет и августовские православные праздники, посвящённые Иисусу Христу Спасителю:14 августа – Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас, 29 августа – Ореховый или Хлебный Спас. В эти дни принято освящать соответственно мед, яблоки, орехи и хлеб. Отсюда и произошло наименование праздников. Но нужно понимать, что освящение плодов в эти дни – это всего лишь благочестивая традиция, которая вполне естественна для сознания православного человека и что народные называния праздников совершенно не отражают религиозного смысла воспоминаемых Церковью событий.

29 августа Церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Нерукотворный образ является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной Церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным – Бог Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.
Таким образом, первым иконописцем стал Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр. 1.3).

В годы земной жизни Иисуса Христа в Осроене (столицей этого миниатюрного царства был город Эдесса) царствовал Авгарь V Черный. Семь лет невыносимо страдал он от «черной проказы», самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Слух о появлении в Иерусалиме необыкновенного человека, совершающего чудеса, распространился далеко за пределы Палестины и скоро дошел до Авгаря. Вельможи Эдесского царя, побывавшие в Иерусалиме, передали Авгарю свое восторженное впечатление о поразительных чудесах Спасителя. Авгарь уверовал в Иисуса Христа как в Сына Божия и послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа прийти исцелить его от болезни.
Долго и безуспешно ходил Анания в Иерусалиме за Спасителем. Массы народа, окружавшие Господа, мешали Анании исполнить поручение Авгаря. Однажды, утомившись ожиданием, и, быть может, отчаявшись в том, что ему удастся выполнить поручение своего государя, Анания встал на уступ скалы и, наблюдая за Спасителем издали, пытался срисовать его. Но, несмотря на все свои старания, никак не мог изобразить лика Христова, потому что выражение его беспрерывно менялось божественной и непостижимой силою.

Наконец Милосердный Господь повелел апостолу Фоме привести к нему Ананию. Тот еще не успел ничего сказать, как Спаситель назвал его по имени, спросив написанное Ему письмо Авгаря. Желая вознаградить Авгаря за веру и любовь к Себе и исполняя пламенное желание его, Спаситель велел принести воды и, омывши пресвятое лице Свое, отерся поданным ему убрусом, то есть четвероконечным платком. Вода чудесно превратилась в краски, и на убрусе нерукотворно отпечатлелось изображение божественного лика Спасителя.
Получив убрус и послание, Анания возвратился в Эдессу. Авгарь повергся ниц перед образом и, с верою и любовию приложившись к нему, получил, по слову Спасителя, мгновенное облегчение в болезни, а после своего крещения, как и предсказывал Спаситель, полное исцеление.

Авгарь, почитая убрус с нерукотворным изображением лица Спасителя, свергнул с городских ворот статую языческого божества и поместил там Нерукотворный образ на благословение и охранение города. В каменной стене над воротами была устроена глубокая ниша, и святой образ был установлен в нее. Вокруг образа шла золотая надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет».
Около ста лет Нерукотворный образ защищал жителей Эдессы, пока один из потомков Авгаря, отрекшись от Христа, не захотел снять его с ворот. Но таинственно извещенный Богом в видении епископ Эдесский пришел ночью к городским воротам, по лестнице достиг ниши, поставил перед образом зажженную лампаду, заложил его керамидой (глиняной доской) и сравнял края ниши со стеной,

Место, где находился Нерукотворный образ, долгое время не было известно. В 545 году Юстиан Великий, под властью которого находилась тогда Эдесса, воевал с царем персидским, Хозроем I. Эдесса постоянно переходила из рук в руки: от греков к персам и обратно. Отчаявшиеся жители прибегли к молитве Богу и вскоре епископу Эдесскому, Евлалию, было видение, где невидимо для всех пребывает Нерукотворный образ Христа. Разобрав кирпичи и отняв керамиду, Евлалий обрел пресвятой образ Христа целым и невредимым.

Много веков спустя, когда Едессой завладели арабы, император Константин Багрянородный (912–959) выкупил Образ у правителя города и пожелал перенести его в Константинополь. Вот это событие, произошедшее в 944 г., и вспоминает Церковь 29 августа.

Преображение

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господне. Этот праздник относится к двунадесятым, т. е. важнейшим после Пасхи праздникам, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Преображение Господа – это визуальное явление Царства Божьего на земле. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.

В одной из бесед Господь объявил ученикам Своим, что Ему предстоит много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть. Чтобы явить Своим ученикам Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь в последний год Своей проповеди Евангелия, преобразился на горе Фавор.

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мк. 9, 2–8. См. также Мф. 17, 1–13 и Лк. 9, 28–36) .

Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа.
Святой Ефрем Сирин учит: Господь явил Своим апостолам в Славе своего Преображения «царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему во спасение миру».
Кроме того, слава Преображения служит предызображением светлого и славного Воскресения Господня.

В этот день, в соответствии с ветхозаветным постановлением: «начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19), а также Апостольскими и Соборными постановлениями, освящаются виноград и первые плоды нового урожая. В России в тех местах, где виноград не растёт или ещё не поспел, освящаются яблоки.

Успение  пресвятой богородицы

Успение – один из двенадцати великих православных праздников – отмечается 28 августа. В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери – событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы пред Богом за род человеческий и радостью, потому что смерть Богородицы была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон – успение, за которым последовало соединение Пречистой Девы с Господом – Сыном Своим.

С давних времен этому празднику предшествует пост, который начинается с 14 августа.

После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь жила в Иерусалиме в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Когда приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего, когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей – рассказывает предание – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный Ангелами, явился принять душу Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.
Со светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший по воле Божией апостол Фома и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на воздухе, живую, со множеством Ангелов. Богородица сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Христиане в лице Девы Марии обрели Небесную Мать. Ее сердце, расширенное страданиями, объяло любовью все человечество.

День Успения Божией Матери – великий праздник Православной Церкви. Само слово «успение» означает тихий сон, успокоение от земных трудов и скорбей, а затем пробуждение в жизнь вечную. Праздник Успения Богородицы не скорбный, а радостный. Смерть стала праздником. Мы радуемся, что по Своем успении Пресвятая Дева стала могущественнейшей Предстательницей и Заступницей за весь род христианский.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы и Царицы Небесной пусть каждый из нас ощутит, что Преблагословенная Дева Мария с нами, что над нами простирается Святой Покров Ее, что в ответ на нашу молитву мы получаем Ее скорое материнское предстательство и заступничество на своем жизненном пути. Будем молиться: Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

Материал подготовлен пресс-службой Свято-Знаменского храма г. Дивногорска

Последние новости

Уволена замминистра здравоохранения Красноярского края Анна Москвина

В министерстве здравоохранения Красноярского края очередная кадровая «потеря».

Представитель Управления принял участие в краевом кейс-чемпионате школьников по финансовой грамотности

В рамках повышения уровня финансовой и налоговой грамотности среди школьников Красноярского края,

Енисейское управление Ростехнадзора выявило нарушения на объектах АО «Байкалэнерго»

Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выявило 148 нарушений требований правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок АО «Байкалэнерго»,

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *