Владыка Пантелеимон: Верующему Господь даёт время для очищения и покаяния
2 апреля, в Седмицу 5-ую Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Покрова Божией Матери в городе Назарово.
2 апреля, в Седмицу 5-ую Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Покрова Божией Матери в городе Назарово.
По окончании богослужения Его Высокопреосвященство обратился к собравшимся со словом проповеди:
— Сегодняшнее воскресенье, дорогие братья и сестры, посвящено памяти Марии Египетской. Мы читали в среду вечером канон и житие этой подвижницы, достигшей святости и прошедшей страшный путь греха.
Сам по себе пост даётся нам не для того, чтобы мы изменили образ питания — перешли на постные продукты — это не главная цель поста, и тем более Великого. Пост даётся верующему человеку, чтобы каждый из нас внимательно за все эти 49 дней рассматривал свою жизнь, свой жизненный путь: оценил бы свои поступки, мысли, желания; и вспомнил бы всё то, что связано с грешным, плохим в нашей жизни; и поискал бы пути раскаяния и очищения. Но во время такого испытания подчас человек впадает в уныние, а кто-то даже в отчаяние, считая, что Бог не принимает их молитвы, что грехи будут его сопровождать до кончины, и Бог не примет человека. Такое с людьми верующими происходило и будет происходить. А с неверующими происходит возле гробовой доски, когда покаяться не могут. Верующему Господь даёт время для очищения и покаяния. И вот Церковь избрала самый яркий, героический пример покаяния, вхождения в святость.
Что же произошло с этой прекрасной подвижницей? У апостола Павла есть удивительные слова о неверующих, о язычниках, которые были еще до Христа, он говорил, что язычники и неверующие люди делают добрые дела и живут по закону совести, стараясь не нарушать его, в силу того, что дан от Бога природный закон. Но когда человек преступает закон — он становится преступником. Поскольку мы знаем о бессмертии нашей души и вечной жизни для каждого, то мы с вами знаем от Иисуса Христа правила, закон, пример как избавляться от своих грехов, то есть каяться.
Вы слышали, что Мария родилась в языческой семье, не знала Христа и жила по законам зова своей плоти, развратничала страшнейшим образом. И вот когда она однажды задумалась, скорее всего из любопытства, с большой силой повело её в Иерусалим из Александрии, чтобы там приложиться к нетленному древу Иисуса Христа. В то время, как и сегодня, в семье даже одной жили и верующие и неверующие — это жизнь человеческая, которую Господь не осуждает, а исправляет. Считая, что ей всё дозволено, Мария столкнулась с Божественной невидимой силой, которая её не допустила в храм. И только, когда она устала бороться с Богом в прямом смысле, то зарыдала от бессилия и обиды, а потом пришла в отчаяние. И услышала голос от иконы, которая была на стене, что ей делать и как быть. Мария сказала Матери Божией что оставит свои грехи и тогда она была допущена в храм, и приложилась она. Матерь Божия указала ей идти в пустыню, и там Мария провела 47 лет, борясь со своими грехами. И так обрела святость.
Этот пример говорит о том, что человек вообще не создавался и не рожден и не рождается для греха, что человек в состоянии совершать героизм над самим собой, в борьбе со своими недостатками, со своим личным злом. Но без Бога человек не может сделать многое — нужно призвать Господа. Когда человек обращается и просит Бога, тогда Бог в сию же минуту приходит на помощь и помогает человеку начать новую, обновлённую жизнь. Когда мы молимся за наших усопших мы призываем Бога, чтобы он обновил жизнь тех, кто в грехах умер, но только крещёных.
Убеждение, от которого многие не могут избавиться, что мы — грешники, Бог не простит и мы дальше будем грешить — это погибельное самоуничижение, унижение себя. Человек всякий, любой может, имеет право обратиться к Господу, чтобы восстановить свой образ, который дал Господь. Чтобы христиане не смущались, Церковь избрала этот пример грешницы, ставшей святой через покаяние. Но очищение и покаяние является всегда очень сложной и иногда долгой дорогой к святости. И Бог всегда является помощником.
Церковь перед началом Страстной седмицы открывает нам этот пример, чтобы в Пасху мы вошли с глубокой верой и надеждой на спасение и на то, что Господь всегда с нами, верующими! А что делать неверующим и отступникам, грешникам? Нашими молитвами помочь им обратиться к Богу. Потому, что человек бессмертен и будет давать ответ за свою жизнь. Избравшие люди Божий путь, достигают каждый в своей мере Божией милости и благословения. И не будем ничего с вами бояться, разве что утратить веру и потерять надежду. А чтобы этого не случилось, есть наша Святая Церковь и Господь, которые ведут нас по дороге спасения.
Аминь!
Пресс-служба Красноярской епархии
Последние новости
Дефицит врачей в Красноярском крае вызывает беспокойство
Министр здравоохранения обсудила проблемы с нехваткой медицинских кадров и сроки оказания помощи.
Форум молодёжи в Сенеж: новые идеи для избирательной системы
Участники форума представили проекты, направленные на улучшение электоральных процессов в России.
Новый студенческий кампус в Красноярске готов к эксплуатации
Комплекс для иностранных студентов соответствует современным стандартам.