Александр Зотов: «Мы сами кайфуем от такого футбола»
Волшебный футбол «Енисея» весной поставил всю ФНЛ на уши. Красноярцы за пару месяцев из крепкого середняка без явных перспектив превратились в самую зрелищную команду лиги,
Волшебный футбол «Енисея» весной поставил всю ФНЛ на уши. Красноярцы за пару месяцев из крепкого середняка без явных перспектив превратились в самую зрелищную команду лиги, одержали восемь побед в девяти встречах и ворвались в зону стыков. Параллельно «Енисей» выдал два шедевральных матча в Кубке России, переиграв за явным преимуществом «Локомотив» и «Рубин».
Александр Зотов всегда был в числе лидеров красноярцев, а с приходом Вадима Гаранина на должность старшего тренера он и вовсе расцвёл. Сейчас Зотов — один из лучших во всей ФНЛ, если не лучший вообще. За «Енисей» Александр играет с 2018 года, но вот любителем интервью его точно не назовёшь. К счастью, корреспонденту сетевого издания Gornovosti.ru Павлу Катцыну всё-таки удалось пообщаться с Александром, обсудить прогресс «Енисея» и многое другое.
Самое сложное — сыграть просто— Признаюсь, что такой «Енисей», как сейчас, не видел никогда. Каждый ваш матч доставляет истинное удовольствие. А как это чувствуется изнутри, твои впечатления от вашего футбола?
— Чувствую себя превосходно. Мы неплохо провели ноябрьский отрезок в первой части сезона, но с приходом нового тренерского штаба изменилось практически всё. И сейчас каждый в «Енисее» чувствует себя более чем комфортно.
— Можешь вспомнить, в каких ещё командах за твою карьеру исповедовался похожий стиль?
— Дмитрий Аленичев прививал комбинационный футбол в «Арсенале» и в «Енисее». Тогда не было такой высокой линии обороны, но в каждом матче старались доминировать над соперником. Высоко оборонялись в «Спартаке» при Валерии Карпине, он говорил, что, если пропустим гол из-за такого расположения, это будет его проблема, а не наша. Но, пожалуй, сейчас «Енисей» отличается от всех прошлых команд. Мы реально кайфуем от того, что делаем. Это ещё со сборов пошло. В матчах показываем именно то, что отрабатываем на тренировках.
— Если в первой половине сезона я могу назвать лучший матч «Енисея» — домашний с Хабаровском, то сейчас реально затрудняюсь, нравятся практически все. А какой лучший на весеннем отрезке для тебя?
— По осени соглашусь. С Хабаровском был для нас особенно принципиальным. А весной — кубковый с «Локомотивом». Мы поняли, что всё работает. Уважаем всех соперников, но не подстраиваемся под них, играем от себя. Такой футбол не из воздуха взялся. Вышли и показываем то, что натренировали. Такой футбол очень энергозатратный, и, опять же, нельзя не отдать должное тренерскому штабу, физически мы готовы очень хорошо. Плюс аналитика. Разборы соперника у Вадима Вячеславовича на высочайшем уровне. Мы досконально разбираем оппонентов. Выходим и знаем, чего от кого ожидать и за счёт чего можем их переиграть.
— «Енисей» ведь не показывает чего-то революционного, но играет по-другому, чем все остальные в ФНЛ, и это смотрится завораживающе. Смена позиций, стеночки, забегания, игра на третьего — ведь всё это не вчера изобрели, но как же лично я соскучился по такому футболу от отечественного клуба.
— Не зря говорят, что в футболе самое сложное — сыграть просто. Мы объединены сейчас одной идеей. И это не конкретное место в таблице, а сама игра. Думаем в унисон на поле. Раньше было как. Каждый примерно осознавал, что нужно делать, но действовал, как он сам понял. А сейчас мы думаем в одном направлении. К примеру, Саша Ломакин только собирается что-то сделать, а я уже знаю, куда он будет двигаться. И так практически во всём.
— Ты говоришь, что в играх показываете то, что тренируете. Но две твоих самонаводящихся верховых передачи с «Факелом» и в последней игре с «Ротором», на мой взгляд, не натренируешь. Это примеры озарения и мастерства.
— Именно что тренируем. Это тонкости. С «Ротором» нам тренерский штаб конкретно объяснил, в каких ситуациях в штрафной волгоградцев создаётся численное преимущество. И когда смещался в центр, уже знал, что Никита Раздорских будет там, куда я отправлю мяч. Оставалось только исполнить передачу. Получилось действительно хорошо. Никита — красавец, конечно, подстроился, перевёл, и Анзор Саная классно скинул потом. Такая многоходовочка вышла.
— С «Факелом» ты руками показал, куда бежать партнёру, а сам не глядя навесил в голову всё тому же Раздорских, как в бильярде получилось. Причём соперники отвлеклись именно на твой жест, и за Никитой никто не успел. Выглядело всё впечатляюще.
— Знал, что там будет наш игрок. Но не нужно умалять заслугу Никиты в том эпизоде. Не я ему мячом в голову попал, а он здорово открылся, выпрыгнул и забил.
— Как с высоты своего опыта оценишь Андрея Окладникова, учитывая, что он первый год в профессиональном футболе, а до этого играл на первенство края и города?
— Андрей — молодец. Он прогрессирует, становится лучше. Даже не вспомню, видел ли я раньше, чтобы парень, не прошедший профессиональную школу, совершил такой прыжок из любительского футбола к званию лучшего игрока месяца в ФНЛ за столь короткий промежуток времени.
— У него большое будущее?
— Может быть, большое, а может — вообще никакого. Столько видел суперталантов, которые ничего не добились и закончили с футболом в юношеском возрасте. Это зависит только от Андрея. Думаю, с его упорством, ментальностью и воспитанием всё будет хорошо, он не свернёт с правильной дороги.
— С «Акроном» ты заработал вторую жёлтую карточку за симуляцию. Что это было?
— Матч заканчивался. Ничья. Хотел заработать пенальти. Я понимаю, как это смотрелось со стороны. Настолько хотел выиграть, что прибёг к такой хитрости, всё подсознательно вышло. Не собирался никого обманывать или подставлять, так получилось. Корю себя за это. Хорошо, что парни собрались и вырвали победу в меньшинстве.
Кредо Гаранина— И всё же очень сложно осознать, что команда так быстро пережила коренную трансформацию. Когда до начала сезона тот же Антон Евменов говорил, что «Енисей» будет играть в комбинационный футбол, скажу честно — не верилось.
— Почему не верилось?
— Во-первых, подобное я слышал бессчётное количество раз, а во-вторых, потому что чаще всего видел в исполнении этого состава в последние годы вынос в сторону Саная в надежде, что Анзор либо зацепится, либо скинет партнёру. Считал, что для комбинационного футбола нужен другой подбор игроков, оказалось, ошибался. Только «Оренбург» вас подловил, но, опять же, скорее использовал ваши ошибки, чем что-то создал сам.
— Анзор вообще уникальный. Я никогда не играл с форвардом, который бы выигрывал такое число единоборств. Что касается комбинационного футбола, то команда действует так, как требует тренер. Мы приняли тот стиль, что нам предложил Гаранин. А с «Оренбургом» мы понимали, что такие контратаки будут. Полузащитники должны не допускать подобного, но все передачи не накроешь. В любом случае мы играли не хуже лидера чемпионата, от этого поражение вышло ещё обиднее.
— Ты говоришь, что уже зимой появилось понимание, что вы сможете играть в другой футбол. Но вряд ли тогда ожидалось, что всё пойдёт настолько хорошо.
— На сборах с Ломакиным живу. Мы обсуждали происходящее и были настроены оптимистично. Другое дело, что в футболе не угадаешь. Одна секунда может изменить всё. Вот с тем же «Локомотивом» в первые минуты многое не получалось, могли штуки три запустить. Чуть позже освоились, поняли, что многое получается, и всё пошло как надо.
— Всегда называл тебя одним из самых умных игроков ФНЛ. Но не понимал, почему ты играешь так глубоко и большую часть сил и времени тратишь на разрушение. Мяч в основном над тобой летал. И только сейчас, весной, все наконец-то увидели настоящего Зотова.
— А почему мяч летал?
— Потому что зачастую выбивали на Саная и ждали, что он придумает.
— А почему так делали?
— Подозреваю, что такова была тренерская установка по приоритетному выходу из обороны.
— Вот именно, а сейчас у нас старший тренер, который дал мяч и сказал: «Играйте в футбол», а главное, объяснил, как это делать. У Гаранина своё атакующее кредо, оно нам всем пришлось по душе.
— При этом у него нет лицензии, однако, глядя на игру «Енисея» и всех остальных, у меня возникло стойкое убеждение, что ваш старший тренер Гаранин должен не учиться, а преподавать.
— Лицензия никуда от Вадима Вячеславовича не денется, а мы, надеюсь, поможем ему игрой и результатами. Что касается меня, то в «Енисее» никогда не был чистым разрушителем, но играл ниже, чем сейчас. В принципе чувствовал себя нормально. В РПЛ с Димой Торбинским мы вообще садились глубоко именно для того, чтобы выходить из обороны и начинать атаки. Сейчас же всё гораздо лучше, чем пару лет назад. Повторюсь, мы думаем и действуем в одном направлении, и это нам всем очень нравится. Надеюсь, и болельщикам тоже.
— Когда смотришь матчи других российских команд и в РПЛ, и в ФНЛ, часто появляется мысль, что оба клуба выходят с главной задачей — не пропустить. От «Енисея» было ровно такое же впечатление, но этой весной, как видится со стороны, вы в первую очередь стремитесь переиграть соперника и забить.
— Лично я никогда не выходил на матч с мыслью не пропустить. Бывало даже наоборот, тренеры просят сыграть построже в первые 10 минут, а мы уже на второй пропускали. Может, чересчур зацикливались на осторожности. Сейчас же мы все в «Енисее» — и опытные игроки, и молодёжь — просто выходим играть в футбол, хотим получать удовольствие и дарить его зрителям.
— Ты работал с огромным количеством выдающихся личностей для российского футбола: Станислав Черчесов, Карпин, Аленичев, легенда ярославского «Шинника» Александр Побегалов, даже с Унаи Эмери в «Спартаке». У всех из перечисленных за плечами огромный опыт, либо игроцкий, либо тренерский. А тут приходит мало кому известный тренер из второй лиги. Как команда его встретила, настороженно?
— Я бы не хотел Вадима Вячеславовича ни с кем сравнивать. Гаранин — это Гаранин. Очень рад, что наши пути пересеклись. Он открыл для меня много нового в футболе. Даже поначалу никакого скептицизма не было. Скорее, любопытство, знакомились, присматривались друг к другу. На самом деле он поразил уже на первом теоретическом занятии, показал презентацию, каким он видит футбол, как хочет, чтобы мы играли, и за счёт чего будем этого добиваться. В ФНЛ ранее такого видеть не приходилось. Сказать, что делать, — одно, досконально объяснить, чтобы каждый понял, — совсем другое. Ни один нюанс не остаётся незамеченным. Такое отношение подкупает. Работать с Гараниным чрезвычайно интересно.
Предвкушение «Спартака»— Как мальчик из глубокой провинции попал в школу «Спартака»?
— Всё благодаря родителям. Фактически моим первым тренером был отец. Он сам борьбой занимался, но футбол всегда любил и болел за «Спартак». И нам братом с самых ранних лет привил любовь к этому виду спорта.
— Уже в субботу играете с «КАМАЗом», но, наверное, все мысли о полуфинале Кубка России с москвичами?
— А вот и нет. Самый важный и самый сложный матч всегда следующий. О «Спартаке» будем думать, когда начнём подготовку к игре с ним. С «КАМАЗом» будет тяжело. Никакой недооценки быть не может. Для нас каждый матч в ФНЛ — как полуфинал Кубка России. Сейчас уже стали смотреть в таблицу, не то что ранней весной. При этом не думаю, что какое-то лишнее давление возникнет. Вот многие говорили, что давит победная серия. За всех не скажу, но лично для меня ничего такого не было. Да и у ребят, думаю, тоже. Сейчас, выходя на каждый матч, чувствуешь какой-то драйв внутри. Это сложно объяснить, но очень хочется играть в футбол, всегда хотелось, а сейчас ещё больше.
— Пожалуй, я понимаю, о чём ты. Меня нельзя назвать болельщиком «Енисея», но этот драйв чувствуется на расстоянии. Признаюсь, что с нетерпением жду ваши матчи. Даже представить сложно, как сейчас счастливы ваши болельщики.
— Это же здорово. Мы ведь и играем для них. Хочется, чтобы на каждом матче была поддержка, как с «Рубином». Представь, что творилось бы в Красноярске, играй мы дома кубковый полуфинал.
— Уверен, что если вы сыграете в свой футбол, то победите спартаковцев и выйдете в финал.
— Видимо мы действительно показываем что-то такое, если даже у скептиков появилась уверенность в победе «Енисея» над «Спартаком». У москвичей очень сильный состав, это клуб с великой историей, к тому же играет дома. Но не сомневаюсь, что тренерский штаб нам объяснит, как играть с москвичами.
— Что для тебя значит сыграть против родного клуба в одном из главных матчей жизни?
— Это очень круто. Вернусь на «Открытие Арену». Вся семья будет на трибунах. Мой сын занимается в школе «Спартака», но он сказал, что в этом матче будет болеть за «Енисей». Как и все остальные родные и друзья.
— С кем-то из нынешнего «Спартака» общаешься?
— С Тёмой Ребровым. Он прекрасный человек. Не могу сказать, что друзья, но всегда рады видеть друг друга, переписываемся. Правда, наш матч ещё не обсуждали. Реброву и «Спартаку» сейчас не до этого.
— Действительно, сейчас у москвичей большие проблемы в РПЛ. Ты по-прежнему переживаешь за них?
— Что тут скрывать. В «Спартаке» именно в системе клуба провёл 20 лет, с 1996 по 2016 год. Как могу за него не переживать? Но сейчас — в голове и в сердце только «Енисей». Делаю всё, на что способен, для моей команды. Потом уже, как закончу, буду спокойно болеть за «Спартак». Когда узнал, что в полуфинале попали на него, какое-то волнение пришло, предвкушение от матча. Красивая история получается. Остаётся только победить, к этому и будем стремиться.
— Ты уходил из «Спартака» в «Динамо». Это сейчас подзабылось, что для многих поколений спартаковцев не существовало соперника важнее. Но ведь в твоём детстве всё было иначе?
— «Динамо» всегда было для «Спартака» главным оппонентом. Хотя в последние годы, конечно, это немного затёрлось. «Спартак» остаётся принципиальным соперником для любого в России. Народная команда. Не верю в рейтинги, в которых самым популярным клубом страны называют «Зенит». Если только в самом Питере людей опрашивают. В детстве, надевая красно-белую форму, чувствовали себя непобедимыми. А сейчас слышу, как сын с пацанами из команды соперников обсуждает. Дескать, те хорошие, эти. У нас такого и в помине не было, каждый жил тем, что мы — «Спартак», а значит, просто не имеем права проигрывать.
Сложный выбор— Кубок России или выход в РПЛ? Можно выбрать только одно.
— Ох... Если уж прямо выбирать, то выход в РПЛ. Идеальный вариант — вместе с Кубком России. Но всё-таки высшая лига в приоритете. Никогда не забуду, как в Красноярске ходили на РПЛ. Едешь по мосту на матч, а по нему толпы идут.
— Если бы «Енисей» с таким футболом сейчас играл в элите, как бы он там смотрелся?
— Думаю, в матчах с «Локомотивом» и «Рубином» мы всё показали и доказали.
— Три лучших футболиста с которыми ты играл в одной команде.
— Три не назову. Лучше пять. Бразилец Алекс, с которым играл в «Спартаке» — это космос, невероятный мастер. Торбинского отмечу. Человек мог сыграть на любой позиции и везде выделялся. Ещё Егор Титов. Выдающийся игрок. Не могу не назвать партнёров и друзей по «Енисею» — Егора Иванова и Саню Ломакина.
— Ты в РПЛ играл, когда уровень чемпионата был в разы выше, чем сейчас. Каким он тебе запомнился?
— Крутой был чемпионат. Долго можно высококлассных игроков перечислять. Халк, Лассана Диарра, Матьё Вальбуэна и другие. Да и уровень ФНЛ был выше. Сейчас больше беготни, мысли стало в разы меньше. Чем высшая лига всегда отличалась от первой, бегают то везде примерно одинаково? Именно скоростью мысли. Когда в РПЛ ты переходишь с мячом на чужую половину поля, у тебя всегда цейтнот. В ФНЛ времени на принятие решений чуть больше.
— У тебя остались футбольные мечты?
— Конечно. Они, возможно, другие, чем в 18 лет. Тогда была отчаянная мечта — попасть в сборную. Но мне сейчас всего 31 год. Чувствую себя прекрасно, всё впереди. И то, как играет сейчас «Енисей», показывает, что нет ничего невозможного.
— За «Енисей» ты сыграл больше матчей, чем за другие клубы в своей карьере. Как охарактеризуешь время в Красноярске?
— Как одно из лучших. Вместе с игрой за «Спартак» и хорошим периодом в «Динамо».
— В конце мая заканчивается контракт с «Енисеем». Что дальше?
— Пока не могу сказать. Разговариваем, пытаемся найти решение, которое устроит и клуб, и меня. Многое зависит от того, выйдем мы в РПЛ или нет. Но это не главный фактор. Я всей душой прикипел к «Енисею», а учитывая, какая сейчас у нас команда, в какой футбол играем, конечно, хочется, чтобы это не заканчивалось. Однако для меня, как и для любого нормального человека, семья на первом месте. А она в Москве. Сыну девять лет, дочке четыре года. Безумно по ним скучаю. Жене очень тяжело там одной, при первой возможности пытаюсь вырваться в Москву, но расстояние огромное. В Красноярск не перевожу их по одной простой причине. Лично для меня это был бы идеальный вариант, но думаю о детях. Сын в спартаковской школе занимается, дочка ходит на гимнастику. Там друзья, там дом, как я их возьму и сорву сюда. Супруга просто умница, очень ей благодарен, она всё понимает, что у меня работа, причём любимая. Хотя футбол сложно назвать именно работой — это огромная часть жизни, приносящая радость.
ДОСЬЕАлександр ЗОТОВ
Футболист, полузащитник.
Дата и место рождения : родился 27 августа 1990 года в Аскизе (тогда — Красноярский край, сейчас — Республика Хакасия).
Карьера : в школу московского «Спартака» попал в шесть лет. В системе москвичей находился до 2016 года, периодически уходил в аренду в другие клубы. Выступал за «Спартак», «Жемчужину» (Сочи), «Томь», «Спартак-2», «Шинник» (Ярославль), «Арсенал» (Тула), «Динамо» (Москва). В «Енисее» с 2018 года.Сыграл восемь матчей за молодёжную сборную России.
Достижения : серебряный призёр чемпионата России в составе «Спартака». Выигрывал золотые медали ФНЛ с «Динамо» и серебряные — с «Томью».За «Енисей» провёл 114 матчей, забил девять голов и отдал 18 результативных передач.
Последние новости
Новый механизм поддержки пенсионеров в сельской местности
Предложение по улучшению условий жизни пожилых людей в деревнях
Т1 запускает новые облачные решения для бизнеса
Облачные технологии становятся доступнее для российских компаний.
Как молодым россиянам подготовиться к пенсионным накоплениям
Депутат Госдумы дает советы по обеспечению финансовой безопасности в будущем